Коллегия Счетной палаты оценила относительную экономию по корпоративным закупкам

 01.04.2016    Внешний государственный контроль    1170
Коллегия Счетной палаты оценила относительную экономию по корпоративным закупкам
Источник:audit.gov.ru/press_center/

Коллегия Палаты под председательством ее главы — Татьяны Голиковой рассмотрела показатели Мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок. Аудитором-докладчиком был Максим Рохмистров, огласивший данные об объемах закупок, а также о нарушениях норм 44 и 223 федеральных законов.

По данным доклада, Счетная палата выявила около 500 нарушений при осуществлении государственных закупок в рамках 44-ФЗ на общую сумму более 125 млрд. руб., что гораздо больше показателя в предшествовавшем 2014 году: 276 нарушений на общую сумму 39,6 млрд рублей. Тем не менее, мониторинг выявил ряд положительных изменений в развитии контрактной системы в России, завершено принятие нормативных правовых актов для создания системы планирования, нормирования и обоснования закупок.

Говорили и о том, что законодательство не ограничивает сегодня возможность обхода 44-ФЗ. При осуществлении закупки для государственных нужд у единственного поставщика или подрядчика, определенного на основании актов Президента или Правительства, в рамках 44-ФЗ, подрядчики, как правило, работы не выполняют. Заключают субподрядные договоры на неконкурентной основе, поскольку на них не распространяется обязательность применения 44-ФЗ. Существует схема, при которой часть средств для госзакупки остается у посредников.

Затронута была и проблематика применения 223-ФЗ. Так, объем объявленных закупок по 223-ФЗ в 2015 г. составил 23,1 трлн рублей, что примерно в четыре раза больше, чем в рамках 44-ФЗ. Доля изначально объявленных закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ составила более 40% — почти в 2 раза больше чем в рамках закона о госзакупках (18,7%). Относительная экономия по итогам осуществления закупок составила лишь 1,6 % (по № 44-ФЗ — 7,6%).

Среди причин для таких показателей называли отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления корпоративных закупок. Анализ положений о закупках десяти крупных корпоративных заказчиков: Роснефть, РЖД, Уралвагонзавод, Ростех, Газпром, Роснано, Почта России, Компания Сухой, Росморпорт, Транснефть показал, что они применяют 27 способов закупки, которые могут иметь свои особенности. В большинстве таких положений указано, что способы торговли могут осуществляться в электронном виде, а также с возможностью проведения предварительного квалификационного отбора или без него. Обнаружилась и другая проблема корпоративных закупок — отсутствие ограничений количества и порядка деятельности операторов электронных площадок. Например, в прошедшем году количество таких операторов увеличилось более чем на 20%.

Отсутствие исчерпывающего перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком также причина многих проблем. Кроме того, 223-ФЗ позволяет корпоративному заказчику устанавливать неограниченное количество случаев корпоративных закупок у единственного поставщика, избегая конкурентных процедур закупок. По оценкам Счетной палаты, такие обстоятельства несут коррупционные риски и приводят к неэффективному расходованию средств.

На коллегии сообщалось о том, что по итогам проверок Счетной палатой выявлены нарушения законодательства о корпоративных закупках на общую сумму более 620 млн рублей. Все они, как правило, выразились в несоблюдении заказчиками требований положений о закупках. По итогам рассмотрения данных приняли решение, о необходимо изменений в законодательстве о закупках для отдельных видов юрлиц. Коллегия решила направить информацию об основных итогах и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального собрания Российской Федерации.