Коллегия Счетной палаты оценила относительную экономию по корпоративным закупкам

Коллегия Счетной палаты оценила относительную экономию по корпоративным закупкам

 01.04.2016    Внешний государственный контроль    968
Коллегия Счетной палаты оценила относительную экономию по корпоративным закупкам
Источник:audit.gov.ru/press_center/

Коллегия Палаты под председательством ее главы — Татьяны Голиковой рассмотрела показатели Мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок. Аудитором-докладчиком был Максим Рохмистров, огласивший данные об объемах закупок, а также о нарушениях норм 44 и 223 федеральных законов.

По данным доклада, Счетная палата выявила около 500 нарушений при осуществлении государственных закупок в рамках 44-ФЗ на общую сумму более 125 млрд. руб., что гораздо больше показателя в предшествовавшем 2014 году: 276 нарушений на общую сумму 39,6 млрд рублей. Тем не менее, мониторинг выявил ряд положительных изменений в развитии контрактной системы в России, завершено принятие нормативных правовых актов для создания системы планирования, нормирования и обоснования закупок.

Говорили и о том, что законодательство не ограничивает сегодня возможность обхода 44-ФЗ. При осуществлении закупки для государственных нужд у единственного поставщика или подрядчика, определенного на основании актов Президента или Правительства, в рамках 44-ФЗ, подрядчики, как правило, работы не выполняют. Заключают субподрядные договоры на неконкурентной основе, поскольку на них не распространяется обязательность применения 44-ФЗ. Существует схема, при которой часть средств для госзакупки остается у посредников.

Затронута была и проблематика применения 223-ФЗ. Так, объем объявленных закупок по 223-ФЗ в 2015 г. составил 23,1 трлн рублей, что примерно в четыре раза больше, чем в рамках 44-ФЗ. Доля изначально объявленных закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ составила более 40% — почти в 2 раза больше чем в рамках закона о госзакупках (18,7%). Относительная экономия по итогам осуществления закупок составила лишь 1,6 % (по № 44-ФЗ — 7,6%).

Среди причин для таких показателей называли отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления корпоративных закупок. Анализ положений о закупках десяти крупных корпоративных заказчиков: Роснефть, РЖД, Уралвагонзавод, Ростех, Газпром, Роснано, Почта России, Компания Сухой, Росморпорт, Транснефть показал, что они применяют 27 способов закупки, которые могут иметь свои особенности. В большинстве таких положений указано, что способы торговли могут осуществляться в электронном виде, а также с возможностью проведения предварительного квалификационного отбора или без него. Обнаружилась и другая проблема корпоративных закупок — отсутствие ограничений количества и порядка деятельности операторов электронных площадок. Например, в прошедшем году количество таких операторов увеличилось более чем на 20%.

Отсутствие исчерпывающего перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком также причина многих проблем. Кроме того, 223-ФЗ позволяет корпоративному заказчику устанавливать неограниченное количество случаев корпоративных закупок у единственного поставщика, избегая конкурентных процедур закупок. По оценкам Счетной палаты, такие обстоятельства несут коррупционные риски и приводят к неэффективному расходованию средств.

На коллегии сообщалось о том, что по итогам проверок Счетной палатой выявлены нарушения законодательства о корпоративных закупках на общую сумму более 620 млн рублей. Все они, как правило, выразились в несоблюдении заказчиками требований положений о закупках. По итогам рассмотрения данных приняли решение, о необходимо изменений в законодательстве о закупках для отдельных видов юрлиц. Коллегия решила направить информацию об основных итогах и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального собрания Российской Федерации.