Темпы финансирования инвестпроектов оказались низкими

Темпы финансирования инвестпроектов оказались низкими

 19.04.2016    Внешний государственный контроль    26397
Темпы финансирования инвестпроектов оказались низкими
Источник:audit.gov.ru

Как показала проверка Счетной палаты (СП) России финансирование инвестпроектов в нашей стране происходит с заметным снижением темпов. Об этом шла речь на коллегии ведомства, где аудитор, проводивший проверку, Татьяна Мануйлова, сообщил о результатах.

Председательствовал на коллегии руководитель СП Татьяна Голикова, были рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния, осуществляемых в рамках реализации подпрограммы «Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» за 2015 год.

Как оказалось, средства Резервного фонда в 2015 году уменьшились на 26,4%, в сумму расчета вошли расходы на финансирование дефицита федерального бюджета в объеме 2 622,9 млрд рублей, зачисления дополнительных нефтегазовых доходов в объеме 402,2 млрд рублей и положительной курсовой разницы — 915,7 млрд рублей. Поэтому нынешний объем Резервного фонда остановился практически на уровне 2008 года, составив на 1 января 2016 года 3 640,5 млрд рублей.

Использование средств Резервного фонда по факту составило 2 622,9 млрд рублей, или на 451,3 млрд рублей меньше, чем предусмотрено в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Таким образом, аудиторы сделали вывод о недостаточной обоснованности планирования использования средств Резервного фонда. Совокупная величина Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет роста курсовой разницы за последние два года выросла с 2 901,3 млрд рублей в 2013 году до 5 227,2 млрд рублей в 2015 году — в 1,8 раза.

Общая сумма дохода от средств ФНБ, размещенных в активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, а также депозиты, субординированные депозиты и привилегированные акции кредитных организаций, в 2015 году составила 17,02 млрд рублей, или 2,1% общего объема размещенных средств ФНБ (824,58 млрд рублей). Таким образом, доходность размещения средств ФНБ в указанные активы остается на низком уровне.

Средства ФНБ, направленные для финансирования инвестиционных проектов, осваиваются низкими темпами по отдельным проектам. По состоянию на 1 января 2016 года использовано 294,8 млрд рублей, или 63,6% перечисленных средств на реализацию проектов (463,2 млрд рублей), в том числе:

  • «Строительство «интеллектуальных сетей» — 0,36 млрд рублей, или 33,3% средств, перечисленных на проект (1,08 млрд рублей);
  • «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» — 3,7 млрд рублей, или 7,4% средств, перечисленных на проект (50 млрд рублей).

По проекту «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)» ГК «Автодор» перечислено АО «Крокус Интернешнл» средств ФНБ в качестве аванса в сумме 12,6 млрд рублей, или 58,1% средств, направленных на проект (21,7 млрд рублей). При этом ГК «Автодор» в 2015 году работы по строительству пускового комплекса № 1 ЦКАД не принимались и в счет аванса не засчитывались.

«Размещение средств Фонда национального благосостояния в активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, должно было стать стимулом экономического роста. К сожалению, по некоторым проектам наблюдаются признаки неэффективного использование государственных инвестиций», — считает Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

По проекту «Приобретение тягового подвижного состава» в результате проведенной актуализации макроэкономических показателей дисконтированный срок окупаемости проекта уменьшился на 1 год — с 24 до 23 лет (или на 4,2%), внутренняя норма доходности увеличилась с 11,4% до 12,4%, чистая приведенная стоимость снизилась с 20,9 млрд рублей до 13,2 млрд рублей (или на 36,8%), что не нашло отражения в паспорте проекта.

Приобретение за счет средств ФНБ единичных экземпляров локомотивов, содержащих новые технические решения, прошедших модернизацию, а также подлежащих сертификационным испытаниям и опытной эксплуатации, не соответствует цели проекта. По мнению аудиторов Счетной палаты РФ, такие сделки должны проходить за счет средств общества с отнесением рисков и последствий недостижения запланированных результатов на его деятельность.

В период с апреля по октябрь 2015 года привлеченные ГК «Автодор» средства ФНБ в объеме 21,7 млрд рублей на цели строительства ЦКАД не направлялись и в полном объеме находились на отдельном счете ГК «Автодор» в АО «Газпромбанк». Средства в объеме 12,6 млрд рублей направлены ГК «Автодор» 28 октября 2015 года АО «Крокус интернешнл» в качестве аванса по долгосрочному инвестиционному соглашению на строительство Пускового комплекса № 1 ЦКАД. Аванс в полном объеме находится на отдельном счете АО «Крокус интернешнл» в ПАО «Сбербанк России». Следует отметить, что проценты, полученные от размещения аванса на счете в кредитной организации, станут доходами АО «Крокус интернешнл», в то время как проценты, получаемые госкомпанией от размещения средств ФНБ, могли бы быть использованы на цели строительства ЦКАД.

По проекту «Строительство «интеллектуальных сетей» в 2015 году не использованы средства ФНБ в размере 0,72 млрд рублей, или 66,7% перечисленных средств (1,08 млрд рублей). Договоры аренды с дочерними обществами ПАО «Россети» заключались ООО «Инфраструктурные инвестиции-3» с превышением плановых сроков в связи с продолжительными согласованиями условий договоров аренды указанными дочерними обществами, несмотря на то, что реализация проекта была одобрена советом директоров ПАО «Россети» в декабре 2014 года.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, в котором содержатся предложения по повышению эффективности размещения средств ФНБ, усилению контроля за реализацией проектов и совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы инвестирования средств ФНБ в самоокупаемые инвестиционные проекты.

Отчет о результатах проверки направлен в Палаты Федерального Собрания Российской Федерации. По материалам официального сайта Счетной палаты России: audit.gov.ru

Наше издание регулярно сообщает о процессах контроля за расходованием ФНБ и о выявляемых аудиторами СП нарушениях.