Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Профессия: государственный финансовый контроль

 25.10.2006       23018

маклаков
 Ежедневная работа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, как и многих государственных структур, состоит из ежедневного непростого труда. Сегодня о людях, которые делают эту ответственную работу, о насущных проблемах и планах на будущее мы беседуем с заместителем руководителя Росфиннадзора Николаем МАЛАКОВЫМ.

– Как вы оцениваете деятельность Росфиннадзора в 2005 году?

– Говорить о своей работе всегда сложно. Поэтому лучше обратиться к статистике. В прошлом году силами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора было проведено более 22 000 проверок, из которых – 2200 по обращениям правоохранительных органов и органов Прокуратуры РФ. Проверками было охвачено около 1 трлн рублей, из которых выявлено финансовых нарушений почти на 170 млрд рублей. Если говорить о характере этих нарушений, то это не только нецелевое и неправомерное использование бюджетных средств. Очень много ошибок проверяющие выявляют в ведении бухгалтерского учета. Со стороны может показаться, что нарушения в бухгалтерской системе по своей сути мало значимы. Однако практика показывает: там, где в бухгалтерии допускаются ошибки, появляются хищения, злоупотребления и т. д.

– Совсем недавно вы были частью Минфина России. Какие задачи на сегодня актуальны для руководства Росфиннадзора?

– Действительно, ранее в состав Министерства финансов РФ мы входили как Департамент государственного финансового контроля. Нашими основными функциями на тот период являлись проверки средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, использование федерального имущества. С проведением административной реформы наш департамент и Департамент валютного контроля Минфина Российской Федерации были упразднены и создана самостоятельная служба Финансово-бюджетного надзора. Одной из основных задач на 2006 год по улучшению работы Росфиннадзора является регламентация внутренней деятельности. А это означает разработку административных регламентов, различных документов, определяющих деятельность наших сотрудников. Планируется, что таких регламентов будет четыре: по исполнению функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в финансово-бюджетной сфере, по исполнению государственной функции органа валютного контроля, по внутренней организации, по осуществлению функции надзора, возложенной на нас в связи с проводимой административной реформой. Последняя функция – новая. Суть ее в том, что главные распорядители – российские министерства, агентства, субъекты, должны организовывать работу своих контрольных служб, а мы будем осуществлять контроль и надзор за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Как только регламенты будут готовы, мы передадим их на утверждение в Минфин России.

– Проведение административной реформы добавило работы вашим сотрудникам: возросли нагрузка, ответственность. Обострился ли в связи с этим кадровый вопрос?

– Предельная численность нашей службы определена постановлением Правительства РФ: центральный аппарат – 370 человек, территориальные органы – 5729 человек.
Однако с таким штатом ревизоров мы не в силах охватить всех бюджетополучателей. Приходится работать в отведенных рамках. Огорчает и то, что в ряде случаев Росфиннадзор невольно становится «обучающей» организацией, которая готовит специалистов для других государственных систем. Многих молодых людей у нас переманивают другие властные структуры. Обычно происходит так: приходят ревизоры с проверкой, и в процессе работы руководитель учреждения замечает, что человек толковый, работает аккуратно, быстро… Понятно, что любой руководитель по крайней мере попытается переманить к себе способного работника, особенно если имеет возможность предложить ему более высокую заработную плату или иные материальные блага. Поэтому наши кадры, к сожалению, уходят, хотя перспектива карьерного роста у нас отличная.
Кстати, к празднику в Минфин России мы направили документы на представление особо отличившихся сотрудников к государственным наградам. Надеемся, что в министерстве нас поддержат.

– У Росфиннадзора помимо территориальных управлений в каждом федеральном округе есть свои методические советы. Как построена работа с ними?

– Действительно, методические советы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора созданы в каждом из федеральных округов. В их состав входят руководители территориальных управлений, и наиболее злободневные проблемы в первую очередь обсуждаются именно на методсоветах. Если центральный аппарат Росфиннадзора планирует введение какого-то новшества, то прежде, задолго до отправки предложения в Минфин России, эта идея выставляется на обсуждение методического совета. Далее задумка обсуждается на местах, руководители территориальных управлений высказывают свои соображения и представляют свое ведение проблемы в центральный аппарат Росфиннадзора. После чего мы анализируем все предложенные изменения и только тогда передаем окончательную оценку новшества Минфину России. Эта система достаточно эффективна, она помогает избежать многих ошибок, что называется, еще на берегу.

– Решение каких задач сегодня находится в зоне особого внимания Росфиннадзора?

– Предстоит большая работа в рамках реализации национальных проектов. Согласно постановлениям Правительства РФ в большинстве случаев контроль за размещением и использованием финансовых средств возложен на нашу службу. Здесь мы планируем тесно сотрудничать с Прокуратурой РФ, Контрольным управлением Президента РФ и со Счетной палатой РФ, однако большая часть работы и ответственности ляжет именно на нас.
Сложность в работе по приоритетным национальным проектам в первую очередь заключается в том, что при обычных проверках мы руководствуемся временными рамками. Ведь в 2006 году ревизоры проверяют деятельность организации за 2005 год. А контроль финансового исполнения национальных проектов отличается тем, что мы проверяем использование тех средств, которые выделены уже в этом году. Работать приходится по горячим следам. Конечно, это довольно сложно, ответственно, но, тем не менее, мы должны проводить контрольную работу по всем направлениям. Охватить сто процентов бюджетополучателей в таких непростых отраслях, как образование, здравоохранение, сельское хозяйство и строительство жилья, очень трудно. Ведь по национальным проектам бюджетные средства получают не только юридические, но и физические лица: учителя, врачи, фельдшеры, фермеры и т. д. Фронт работы у нас огромный. Главное здесь, чтобы, проверяя, не мешать реализации проектов.

– Николай Алексеевич, мы с вами встречаемся в преддверии вашего большого праздника. Что вы хотели бы пожелать своим сотрудникам?

– Коллеги, работа у нас с вами сложная. С каждым днем проверок становится все больше, растет ответственность за каждый контролируемый рубль. Современные условия работы требуют от нас не только постоянного совершенствования знаний, но и смелости – ведь уже не раз отмечались случаи угроз физической расправы в адрес ревизоров, к сожалению, зафиксированы и нападения на сотрудников нашей службы. К тому же, возможно, я скажу банальную вещь, но материальное поощрение сотрудников Росфиннадзора также оставляет желать лучшего. Поэтому желаю здоровья, терпения и получения удовлетворения от хорошо выполненной работы.

Справка "Бюджета"
МАЛАКОВ Николай Алексеевич, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации
Родился 10 апреля 1956 года в г. Архангельске. В 1978 г. окончил Архангельский лесотехнический институт, в 1998 г. – Московский кооперативный институт и в 1998 г. – Северо-Западную академию государственной службы. Кандидат экономических наук.
1978–1982 гг. – механик гаража Вилегодского райпо, заместитель председателя по производственной деятельности. Начальник отдела Архангельского облрыболовпотребсоюза.
1982–1985 гг. – председатель правления Карпогорского райпо Архангельской области.
1985–1996 гг. – заместитель председателя правления, председатель правления Облрыболовпотребсоюза, г. Архангельск.
1996–2000 гг. – Администрация Архангельской области, первый заместитель председателя правительства администрации области, первый заместитель Главы администрации, Председатель правительства Архангельской области.
2000–2001 гг. – Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры, заведующий кафедрой, г. Архангельск.
2001–2002 гг. – Администрация Ненецкого автономного округа, и. о. заместителя главы Администрации НАО, г. Москва.
2002–2004 гг. – Министерство финансов РФ, заместитель руководителя Департамента государственного финансового контроля, г. Москва.
2004 г. – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, начальник Контрольно-инспекторского управления.
2004–2005 гг. – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, вр. и. о. заместителя руководителя Службы.
С 2005 г. – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, заместитель руководителя Службы.
Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту», 1996 г.
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 1999 г.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений