Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Характерные нарушения в деятельности бюджетных учреждений

 20.07.2009       12594
В конце прошлого года Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан одобрил «Заключение по результатам анализа и систематизации нарушений и недостатков, выявляемых органами государственного финансового контроля». О том, что это за документ, рассказывает начальник Контрольно-ревизионного управления Счетной палаты Татарстана Азат ВАЛЕЕВ.

Безусловно, главная задача государственных контрольных органов — выявление нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере. Однако это лишь одна сторона работы контролеров. Вторая, не менее значимая, — профилактика отклонений от принятых стандартов и нарушений норм законов. Не секрет, что в некоторых случаях финансовые нарушения допускаются из-за незнания новых норм бюджетного законодательства, поэтому профилактическая и просветительская работа просто необходимы.
В связи с этим в контрольной деятельности особое внимание уделяется работе, направленной на упреждение нарушений. С этой целью в Татарстане было подготовлено Заключение, в котором систематизированы наиболее часто встречающиеся нарушения и недостатки в деятельности бюджетных учреждений. Заключение готовилось на основе анализа результатов проверок, проводимых Счетной палатой, Департаментом казначейства Минфина РТ, территориальными управлениями ФАС и Росфиннадзора. Этот документ предназначен для руководителей и бухгалтеров бюджетных учреждений. Он содержит более 400 конкретных примеров характерных нарушений и недостатков. Сведения о них систематизированы в соответствующих разделах и подразделах, в некоторых случаях даны ссылки на нормативные документы. Сегодня мы рассмотрим характерные нарушения при исполнении бюджета по расходам (табл. 1), случаи нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств (табл. 2, 3), нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок (табл. 4, 5), а также при осуществлении строительных и ремонтных работ (табл. 6). Для удобства восприятия информации все данные сведены в таблицы.

Таблица 1 Исполнение бюджета по расходам

Нарушение

Комментарии

1.

Недоведение (несвоевременное доведение) до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств

Согласно ст. 221 Бюджетного кодекса (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2008 г.) смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н

2.

Нарушение установленного порядка составления и утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения

3.

Принятие денежных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств


Таблица 2 Примеры неэффективного расходования бюджетных средств

Нарушение(недостатки)

Комментарии

1.

Невостребованность оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств прописан в ст. 34 Бюджетного кодекса. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований закреплена и в ст. 162 Бюджетного кодекса


2.

Оплата проектно-изыскательских работ, которые не находят в дальнейшем практического применения

3.

Приобретение товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ценам, значительно превышающим среднерыночные

4.

Распределение оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, без анализа фактической потребности, в результате чего материальные ценности используются неэффективно

5.

Образование просроченной дебиторской задолженности, непринятие мер по ее взысканию

6.

Приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждение

7.

Неиспользование в течение длительного времени бюджетных средств, полученных на основании заявки

8.

Неосвоение бюджетных средств при наличии в них потребности

9.

Приобретение материалов, оборудования ненадлежащего качества

10.

Оплата пеней (штрафов) в результате непринятия мер по погашению кредиторской задолженности

11.

Непринятие во внимание приоритетности и целесообразности строительства, реконструкции того или иного объекта при распределении средств на капитальные вложения, в результате чего не достигается конечный результат использования бюджетных средств


Таблица 3 Примеры нецелевого использования бюджетных средств

Нарушение

Комментарий

1.

Использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств сформулирован в ст. 38 Бюджетного кодекса. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Несоблюдение данного принципа влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств

2.

Оплата товаров, работ, услуг не по соответствующим кодам бюджетной классификации

3.

Неправомерное перечисление получателем бюджетных средств остатков денежных средств с бюджетных счетов на внебюджетный счет или на счета юридических лиц

4.

Использование бюджетных средств на оплату расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов

5.

Использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников

6.

Использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, на оказание финансовой помощи коммерческим и некоммерческим организациям или на их создание


Таблица 4 Нарушения при размещении заказов

Нарушение

Примеры/примечания

1.

Несоблюдение сроков публикации в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте информации о размещении заказов

 

Извещение о проведении открытого аукциона опубликовано в газете за 11 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно части 1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Имеют также место факты несвоевременного размещения на официальном сайте протоколов торгов и запросов котировок, а также опубликования в официальном печатном издании протоколов торгов

2.

Несоответствие сведений, содержащихся в конкурсной (аукционной) документации, сведениям, указанным в извещении о проведении торгов

Между конкурсной документацией и извещением, размещенным на официальном сайте, имеются расхождения в части сроков оказания услуг:

– в извещении установлен срок оказания услуг – «до 8 июня 2007 г.»,

– в конкурсной документации – «до 31 декабря 2007 г.»

Согласно части 6 ст. 22 Закона № 94-ФЗ сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса

3.

Нарушения членами комиссий порядка отбора участников торгов, запроса котировок, необоснованный допуск (или отказ в допуске) участника размещения заказа к участию в торгах, запросе котировок

Комиссия допустила к участию в конкурсе участника размещения заказа, который в составе заявки не представил выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно части 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки

4.

Установление в конкурсной документации непредусмотренных Законом № 94-ФЗ критериев оценки заявок на участие в конкурсе

 

Согласно части 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ (в редакции от 1 марта 2009 г.) для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

– функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

– качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

– расходы на эксплуатацию товара;

– расходы на техническое обслуживание товара;

– сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

– срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

– объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Согласно части 6 вышеуказанной статьи использование иных критериев оценки заявок на участие в конкурсе не допускается

5.

Опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов такому опубликованию или размещению, с нарушением требований Закона № 94-ФЗ

Отсутствие в извещении о проведении открытого конкурса количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 4 части 4 ст. 21 Закона № 94-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Исключение – случаи, когда при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.

Отсутствие в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, что не позволяет сделать оценку заявок участников конкурса объективной.

Согласно части 4 статьи 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе

6.

Установление требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом № 94-ФЗ

В конкурсной документации по предмету конкурса «техническое обслуживание и поставка запасных частей для автомашин» установлены требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Законом № 94-ФЗ. А именно: организация должна обладать лицензией на данный вид работ.

Однако согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по предмету конкурса лицензированию не подлежит. Ст. 11 Закона № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при проведении торгов и менять его или дополнять никто не вправе

7.

Заключение государственных и муниципальных контрактов на условиях, не соответствующих заявкам участников размещения заказа и документации о проведении торгов или объявленных условий запроса котировок

Например, условия заключенного контракта в части окончания срока поставки товара и порядка оплаты не соответствуют условиям, указанным в документации об аукционе:

– в документации об аукционе срок поставки – до 30 сентября 2007 г.,

– в заключенном контракте срок поставки – до 20 декабря 2007 г.

8.

Способ размещения заказа не соответствует законодательству. Заключение государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов или запроса котировок

Неправомерно выбран способ размещения заказа у единственного поставщика, когда сумма заказа на поставки одноименных товаров (работ, услуг) по одному договору или по нескольким договорам (и иным документам, подтверждающим заключение сделки) в течение квартала превышает предельный размер расчетов наличными деньгами.

Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) установлены в ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Применен способ размещения заказа путем запроса котировок, когда сумма контрактов на выполнение одноименных товаров (работ, услуг), подлежащая уплате в течение одного квартала, составляет более 500 тыс. руб.

9.

Невнесение сведений о государственных и муниципальных контрактах в реестры контрактов

Заказчики не всегда направляют (или направляют, но несвоевременно) сведения о контрактах, в том числе сведения об исполнении (прекращении действия) контракта в органы, уполномоченные вести реестр государственных (муниципальных) контрактов.

Порядок внесения сведений в реестры контрактов, а также порядок ведения реестров установлен ст. 18 Закона № 94-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 807

10.

Отсутствие локального правового акта, определяющего порядок работы комиссий по размещению заказов

Согласно части 2 ст. 7 Закона № 94-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом должно быть принято решение о создании комиссии по размещению заказов, определен ее состав (в том числе председатель) и порядок работы

11.

Отсутствие (ненадлежащее ведение) реестра закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов

Согласно ст. 73 Бюджетного кодекса бюджетные учреждения обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных (муниципальных) контрактов, которые должны содержать следующие сведения:

– краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

– наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

– цену и дату закупки


Таблица 5 Исполнение государственных и муниципальнх контрактов

Нарушение

Примеры/примечания

1.

Неправомерное изменение условий государственных (муниципальных) контрактов

В контрактах неправомерно изменяется количество (объем) товара (работы, услуги) и соответственно цена за единицу, сроки поставки товара (выполнения работ, услуг)

2.

Превышение установленного лимита авансирования

Согласно мнению Минэкономразвития России (письмо от 2 мая 2007 г. № 6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам») установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа (если иное не предусмотрено законодательством РФ).

С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость перечисления аванса должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае

3.

Нарушения условий государственных (муниципальных) контрактов, как со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и со стороны заказчиков

Например:

– несвоевременная оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

– поставка и принятие товара по характеристикам, количеству и ценам, не соответствующим условиям контракта;

– нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, установленных контрактом

4.

Отсутствие контроля со стороны заказчика за исполнением обязательств по контрактам. Непредъявление претензий поставщикам (подрядчикам, исполнителям), нарушившим сроки исполнения контракта

При ненадлежащем выполнении условий контракта заказчики не всегда предъявляют подрядчику претензии по возмещению ущерба и уплате пени за каждый день просрочки при несоблюдении срока сдачи работы, установленного условиями контракта


Таблица 6 Ремонтные и строительно-монтажные работы

Нарушение

1.

Финансирование капитальных вложений при отсутствии утвержденной проектно-сметной документации

3.

Завышение физических объемов работ (в том числе оплата работ и затрат, которые фактически не осуществлялись), повторная оплата одних и тех же работ

4.

Оплата заказчиком работ и затрат, не предусмотренных договором и проектно-сметной документацией

5.

Несоблюдение подрядчиком проектных решений (несоблюдение технологии работ, необоснованная замена одних видов материалов на другие, невыполнение отдельных скрытых работ)

6.

Завышение затрат на непредвиденные работы, затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время

7.

Оплата заказчиком стоимости материалов в актах выполненных работ без подтверждения фактической стоимости в случае, когда их стоимость превышает  среднерегиональные цены, что не соответствует пункту 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1

8.

Проведение под видом текущего и капитального ремонта работ капитального характера (реконструкции)

9.

Несоответствие договоров требованиям законодательства (нарушение пункта 2 ст. 743 Гражданского кодекса: в договор строительного подряда не включено условие о составе и содержании технической документации на строительство и условия о том, какая из сторон и в какой срок обязана представить указанную документацию; не определены порядок и сроки предоставления гарантии качества и сроки обнаружения скрытых недостатков в построенных объектах)

10.

Заключение контрактов (договоров) с подрядными организациями, не имеющими лицензии на проведение соответствующих работ

11.

Несоблюдение нормативной продолжительности строительства, определенной проектной документацией

12.

Эксплуатация здания без акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, подписанного представителями Госстройнадзора и другими заинтересованными органами, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что может представлять опасность для жизни и здоровья людей



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений