Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Единое информационное пространство системы финансового контроля

 27.08.2013       8033
Единое информационное пространство системы финансового контроля

Система государственного (муниципального) финансового контроля в ближайшее время получит хороший стимул для развития: вот-вот будут внесены изменения в Бюджетный кодекс. В новых условиях работы потребуются более эффективные инструменты автоматизации деятельности контрольных органов, встроенные в общий региональный и муниципальный бюджетный процесс. О необходимости построения единой информационной системы государственного и муниципального финансового контроля на региональном уровне рассказывает заместитель генерального директора компании «Кейсистемс» Сергей Николаевич СЕРГЕЕВ.

Новации законодательства уже до конца текущего года положат начало перекраиванию региональных нормативных документов, а также перераспределению полномочий (см. статью С. С. Бычкова «Время перемен для системы финконтроля», «Бюджет», 2013, № 5). Начинается процесс концентрации управления системой контроля одновременно с ее более плотной интеграцией в бюджетный процесс и адаптацией к программно-целевым методам управления. Будет выстраиваться новая система оценки эффективности контрольной работы, появится новая отчетность и т. д.

Важно также отметить, что в обновленной структуре контрольных органов выделяется региональный координатор (уполномоченный орган), который будет отвечать за внедрение в практику работы новых правил и направлений работы. Такой координатор и будет заинтересован в применении единых информационных ресурсов. Именно для таких органов компания «Кейсистемс» подготовила специализированное решение — программный комплекс «Финконтроль-СМАРТ».

Единые нормативы и классификаторы

Какой классификатор нарушений должен применяться? Пожалуй, это самый первый вопрос, который требуется решить для создания целостной системы финансового контроля с единым центром управления. Большинство специалистов-практиков в регионах констатируют отсутствие утвержденной методики квалификации нарушений и структурного перечня нарушений. В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс есть все основания полагать, что должен появиться некий базовый федеральный перечень нарушений, а на региональном и муниципальном уровнях будет применяться единый детализированный классификатор, утвержденный региональными нормативными правовыми актами (НПА).

Единый классификатор — это обязательное условие для осуществления мониторинга работы системы финансового контроля и формирования отчетности, форма которой будет разработана Минфином России. Программный комплекс «Финконтроль-СМАРТ» поддерживает структурный классификатор нарушений, который в совокупности с регламентами контрольной работы и перечнем НПА обеспечивает основу для автоматизации всех этапов контрольной работы: планирования, исполнения, реализации результатов, отчетности и мониторинга эффективности контроля.

Планирование контрольной работы

Важнейшая новация этапа планирования — внедрение в практику закрепленного НПА риск-ориентированного подхода при формировании годового плана контрольной работы. Вероятностные критерии управления рисками целесообразно привязывать к обобщенной статистической информации о результатах ранее проведенных контрольных мероприятий. Количественные показатели рисков необходимо, очевидно, привязать к данным о плановых и фактических расходах, такой информацией обладают финансовые органы соответствующего бюджета.

Одновременно должны быть решены задачи минимизации дублирования контрольной работы и расчета общего резерва времени для проведения внеплановых мероприятий. Для этого необходимо скоординировать планирование работы органов внутреннего и внешнего контроля в отношении одних и тех же предметов и объектов контроля, а также наладить взаимное сотрудничество между контрольными органами различных публично-правовых образований.

Указанные задачи довольно эффективно решаются путем разработки региональной (муниципальной) нормативно-правовой базы, на основании которой формируются единые информационные ресурсы, обеспечивающие деятельность уполномоченного органа, отраслевых контрольных подразделений и органов муниципального финансового контроля. Инструментарий программного комплекса «Финконтроль-СМАРТ» позволяет, в частности, формировать годовой план в автоматизированном режиме на основании данных об имеющихся людских ресурсах контрольных органов и с применением таких критериев, как данные статистики финансового контроля за предыдущие периоды, нормативы частоты проверок учреждений и организаций («не чаще», «не реже»), структурная информация о плановых и фактических расходах учреждений и многие другие. В практику работы внедряется сводный план государственного и муниципального финансового контроля, подготовленный по единой установленной методике с применением электронного документооборота. Система позволяет консолидировать планы, подготовленные на уровне отраслевых департаментов (министерств) и муниципальных образований, учитывать совместные мероприятия, а также регламентировать внесение изменений в сводный план работы.

Внутренний финансовый контроль

Внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств будет выстраиваться как часть управления качеством финансового менеджмента. Результаты мероприятий по внутреннему контролю и аудиту должны быть доступны как уполномоченным органам в сфере финансового контроля, так и органам исполнительной власти и местным администрациям.

Предполагается также, что органы государственного (муниципального) финансового контроля должны будут проводить комплексное обследование всех главных администраторов бюджетных средств в отношении действенности их систем внутреннего контроля и аудита на основе установленных количественных показателей эффективности. Очевидно, что хороший эффект будет получен при централизации учета такой информации в единой базе данных и соответственно при ее аналитической обработке средствами комплекса «Финконтроль-СМАРТ». Таким образом, будут созданы условия для мониторинга качества финансового менеджмента учреждений как со стороны ГРБС, так и для обследования самих ГРБС со стороны уполномоченного органа. Результаты указанных обследований могут быть использованы при планировании контрольной работы на очередной период.

Единое информационное пространство

Основная идея обновленного решения заключается в построении единой базы данных и централизованных информационных ресурсов, на основе которых уполномоченный орган будет координировать деятельность по осуществлению финансового контроля главными администраторами бюджетных средств, финансовыми органами и уполномоченными органами муниципальных образований. Таким образом, создаются условия для упрощения организации и повышения эффективности системы контроля с одновременной реализацией принципа применения единой нормативной, правовой и методологической базы в секторе государственного и муниципального управления.

Дополнительно специалистами «Кейсистемс» готовятся наработки для вывода на рынок консалтингового продукта в виде услуги по разработке необходимого комплекта региональных (муниципальных) НПА.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений