Нас читают

Росфиннадзор: новые задачи – новые решения

 14.11.2013       28132
Росфиннадзор: новые задачи – новые решения

В соответствии с вступающими в силу с января 2014 года новыми законодательными актами поменяется функционал Росфиннадзора и его территориальных органов. О текущих проблемах, работе по подготовке к выполнению новых задач рассказала руководитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области Елена Константиновна ДАДАЕВА.

— По данным Минрегиона России, в субъектах РФ неэффективно используются средства по целому ряду направлений, в частности в сфере ЖКХ, образования, строительства, здравоохранения, госуправления, сфере экономики. Только по этим статьям неэффективные расходы в 2007–2011 годах составили около одного процента ВВП. Что по этому вопросу вы можете сказать о своем регионе?

— Действительно, неэффективное использование средств в данных сферах деятельности — это часто встречающиеся нарушения, выявляемыми ревизорами при проведении проверок. Наш регион не является уникальным в этом смысле и тоже имеет проблемы, связанные с эффективностью использования государственных средств. Так, в 2011 году неэффективное использование средств установлено в 18 учреждениях на общую сумму 384,4 миллиона рублей, в 2012 году — в 16 учреждениях на сумму 445,7 миллиона рублей.

Основными нарушениями, выявляемыми в ходе контрольных мероприятий, являются:

• расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата;

• неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в их использовании;

• расходование бюджетных средств на ремонт и содержание неэксплуатируемого оборудования и имущества;

• оплата пеней и штрафов в результате несвоевременности исполнения принятых обязательств по договорам и ряд других.

Ранее

Росфиннадзору расширят круг ответственности за госзакупки

План по доходам в бюджет-2013 будет превышен на 100-200 млрд рублей

Бюджет 2014 года не является самым жестким — Татьяна Голикова

Что обещает консервативный диагноз для экономики России?

Кроме того, достаточно часто выявляются нарушения, связанные с неэффективным использованием имущества. В ходе проверок нередко выясняется, что ни органы исполнительной власти, ни бюджетные организации не проявляют должной заинтересованности, чтобы по-настоящему эффективно использовать полученное оборудование. При этом определение указанного типа нарушений несколько проблематично, так как действующее в настоящее время законодательство вообще не содержит такого понятия, как неэффективное использование имущества, и критериев его определения. Решение этой проблемы во многом зависит от формирования нормативно-правовой базы.

— Елена Константиновна, в последнее время отмечалось, что финансовые нарушения, связанные с осуществлением госзакупок, являются самыми распространенными. Сохраняется ли эта тенденция?

— Давайте обратимся к статистике. В абсолютных показателях в 2011 году финансовые и нефинансовые нарушения в части госзакупок были выявлены в 13 учреждениях, в 2012 году — в 11 учреждениях, в текущем периоде — в 14. Доля данных учреждений к общему количеству проверенных объектов составила 7, 5, 11 процентов соответственно. То есть тенденция к росту сохраняется.

Выявляемые в сфере госзакупок нарушения традиционны:

• расходование бюджетных средств в соответствии с государственными контрактами, заключенными без проведения предусмотренных федеральным законом процедур размещения заказов путем проведения торгов в форме конкурсов и аукционов, а также запроса котировок;

• расходование бюджетных средств, допущенное в результате изменения условий государственного контракта.

— 2013 год является рубежным для службы финансово-бюджетного надзора, начиная с которого можно вести новую летопись ведомства. В этом году внесены серьезные изменения в функционал службы. В частности, Федеральный закон № 44-ФЗ наделяет службу новыми полномочиями в сфере госзакупок. Как в связи с этим изменится работа территориальной службы? Как ведется подготовка к исполнению новых функций?

— Вступающий с 1 января 2014 года в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового надзора должны контролировать:

• соблюдение требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона № 44-ФЗ, при формировании планов и обоснованности закупок;

• нормирование в сфере закупок, предусмотренное статьей 19 Закона № 44-ФЗ, при планировании закупок;

• определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

• применение заказчиком мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

• соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

• своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

• соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

В связи с этим Росфиннадзор и его территориальные органы впервые будут осуществлять такую форму контрольного мероприятия, как предварительный контроль. Это определено в проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора внутреннего государственного финансового контроля».

В настоящее время подготовка к исполнению новых функций нами ведется в двух направлениях. Во-первых, это изучение сотрудниками управления Закона № 44-ФЗ. Во-вторых, при проверке использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд, особое внимание уделяется контролю формирования и обоснованности максимальной цены контракта, определенной заказчиком; применению заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контракта; соответствию поставленного товара, оказанной услуги условиям контракта.

Например, в одном из учреждений выявлено, что при размещении заказов не учитывались средние цены стоимости одного квадратного метра жилья в населенных пунктах Пензенской области. В результате две квартиры были приобретены по завышенной стоимости. Данное нарушение удалось установить путем сопоставления цен, направления соответствующих запросов в органы статистики, муниципалитеты. Факт финансового нарушения считается установленным только в случае его документального подтверждения. И на этапе подготовки к выполнению будущих функций мы ставим задачу отработки методики проверки и сбора доказательной базы.

— Закон № 44-ФЗ предполагает контроль на всем этапе закупочной деятельности. Это позволит, на ваш взгляд, не выявлять, а предупреждать нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств?

— Оценку давать еще рано. Об этом можно будет говорить не ранее 2015–2016 годов: необходимо поработать в условиях действия Закона № 44-ФЗ. Хотя, как показывает практика, как только меняется законодательство, в первое время нет единообразия в понимании отдельных положений, поэтому происходит скачок числа нарушений. Но по мере выходящих разъяснений, проводимых проверок их количество снижается.

— Изменения Бюджетного кодекса также вносят существенные коррективы в контрольно-надзорную деятельность. К примеру, в связи с переходом на программный бюджет Росфиннадзор будет оценивать полноту и достоверность отчетов о реализации госпрограмм и государственных (муниципальных) заданий. Готова ли территориальная служба к этой работе в кадровом и методологическом плане?

— Министр финансов РФ А. Г. Силуанов, ставя десять задач для финансовой системы, отмечал: «Речь идет о переориентации финансового контроля с простой проверки правильности использования выделяемых бюджетных средств на проверку эффективности расходов». Внесенные в Бюджетный кодекс изменения коренным образом должны поменять подход к проверочной деятельности Росфиннадзора. Готово ли территориальное управление к работе в условиях изменяющегося законодательства? С полной уверенностью можно ответить, что да.

Не побоюсь громких слов и скажу, что богатство нашего управления — это кадры. Средний возраст сотрудников — 39 лет. Средний стаж контрольно-надзорной работы составляет 11 лет. Десять сотрудников имеют второе высшее образование, 12 наших специалистов награждены нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».

В условиях постоянно меняющегося законодательства наши работники должны всегда быть во всеоружии. Росфиннадзор и его территориальные управления серьезно занимаются повышением квалификации и обучением сотрудников, в первую очередь задействованных в ревизиях и проверках. В 2012 году на курсах повышения квалификации прошли обучение 30 сотрудников управления, в 2013 году планируется обучить 14 человек. Кроме того, в управлении сохранены система изучения нормативно-правовой базы и разбор методики проведения ревизий (проверок) внутри каждого отдела.

В настоящее время Росфиннадзор формирует план работы методических советов территориальных управлений на 2014 год, где, я думаю, вопросы методологии новых функций найдут свое отражение и будут отработаны в течение следующего года.

— Новшества законодательства, а также поручения Президента РФ, данные в конце прошлого и начале нынешнего года, касаются и изменения принципов работы контролирующих органов, критериев ее оценки, повышения эффективности контроля и введения публичной отчетности как по итогам проверки, так и по затраченным на ее проведение средствам. Каким образом строится работа по сокращению себестоимости одной проверки?

Уменьшить затраты на одну проверку можно путем сокращения, с одной стороны, числа сотрудников, принимающих в ней участие, с другой — количества дней ее проведения. При этом качество контрольного мероприятия страдать не должно. Чтобы этого достичь, необходимо:

• вести системную работу по повышению квалификации сотрудников управления;

• улучшать предварительную подготовку к проведению ревизии (проверки) путем изучения материалов предыдущих проверок, нормативно-правовой базы с учетом специ­фики объекта проверки, отчетных данных, оптимального распределения вопросов программы проверки по участникам ревизионной группы, мониторинга внешней информации по объекту проверки (пресса, телевидение, Интернет).

• мотивировать сотрудников управления как морально, так и материально.