Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

По каким правилам теперь будут работать ревизоры

 27.01.2014       11752
По каким правилам теперь будут работать ревизоры

В связи с вступлением в силу 1 января 2014 года Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятием поправок в Бюджетный и Жилищный кодексы 28 ноября 2013 года принято постановление Правительства РФ № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере». Порядок утвердил новые правила деятельности Росфиннадзора. Такой нормативный статус документа, регламентирующего контрольную деятельность службы, применен впервые. До этого она определялась приказами Министерства финансов РФ. О том, по каким правилам теперь будут работать ревизоры, журналу «Бюджет» рассказал заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Эли Абубакарович ИСАЕВ.

— Эли Абубакарович, что нового вносит в деятельность вашей службы постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092?

— Вступившие с 1 января 2014 года правила определяют порядок осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса, статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и статьи 186 Жилищного кодекса.

Ранее

Банковский сектор потерял очередных игроков

Госзаказ: как разбирать споры с подрядчиками и работать по 44 ФЗ с малым бизнесом

Рост зарплаты бюджетников вызовет рост средней зарплаты по стране

Контроль над госкомпаниями усилится

Кроме того, расширен круг лиц, по требованию которых служба будет проводить внеплановые проверки, в том числе и в сфере госзакупок. Внеплановые контрольные мероприятия будут осуществляться на основании решения руководителя службы в связи с поступлением обращений (поручений) Президента РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Аппарата Правительства РФ, министра финансов РФ, Следственного комитета РФ, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций.

— В каких еще сферах в дополнение к имеющимся Росфиннадзор начал осуществлять контроль с 1 января 2014 года?

— В наш функционал вошло осуществление внутреннего контроля в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд. Кроме того, мы будем осуществлять контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта РФ и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры.

Наше ведомство теперь контролирует специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, то есть региональных операторов. Контроль касается использования ими средств, полученных в качестве государственной или муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора.

— Контроль в сфере государственных закупок Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проводила и прежде. Что изменилось в этом году?

— Вступил в силу новый закон о федеральной контрактной системе, и принятые правила призваны снизить возможные риски, связанные с реализацией этого закона. Вы правы, контроль в данной сфере осуществлялся и ранее, но осуществлялся он в рамках контроля за эффективностью расходования бюджетных средств. Сейчас этот контроль, я бы сказал, стал тотальным: под надзором весь процесс осуществления госзакупок.

Законом о ФКС предусмотрено осуществление органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля надзора в отношении:

— соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и обоснованности закупок;

— нормирования в сфере закупок при планировании закупок;

— определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

— применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

— соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

— своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

— соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

— Необходимость принятия поправок в Бюджетный кодекс была продиктована в том числе и тем, что контрольные органы, в частности Счетная палата и Росфиннадзор, часто дублировали друг друга. Как новые Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю способствуют решению этой проблемы?

— Дублирование функций мы исключаем на этапе планирования контрольных мероприятий. То есть при формировании плана контрольной деятельности Росфиннадзор обязан учитывать информацию о планируемых или проводимых другими контрольными органами мероприятиях и не намечать идентичных.

В правилах дано четкое определение идентичного мероприятия. Под ним понимается контрольное мероприятие, в рамках которого нашими коллегами из других государственных органов уже проводятся или планируются к проведению контрольные действия в отношении деятельности объекта контроля, которые могут быть осуществлены Росфиннадзором.

— Правила определили не только сферу и объекты контроля, но, надо полагать, и методы контроля?

— Методы контроля остались прежними, но они получили более четкое описание. Кроме ранее используемого нами метода выездных проверок правилами предполагается проведение обследований и камеральных проверок. При обследовании осуществляется анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля, определенной приказом руководителя (заместителем руководителя) службы (ее территориального органа). В рамках этого мероприятия могут проводиться исследования и экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиотехники, измерительных приборов. По результатам обследования оформляется заключение, которое направляется представителю объекта контроля и которое рассматривается руководителем (заместителем руководителя) Росфиннадзора (ее территориального органа). По итогам рассмотрения заключения может быть назначена выездная проверка.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения службы, в том числе на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по нашим запросам. При проведении камеральной проверки также может быть проведено обследование. По результатам камеральной проверки оформляется акт, а уже по результатам рассмотрения акта камеральной проверки руководство службы может назначить выездную проверку.

— Поправки в Бюджетный кодекс четко определяют, что последует за финансовым нарушением. Как регламентирована правилами реализация результатов проведения контрольных мероприятий?

—При осуществлении своих полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере по результатам выявленных нарушений служба направляет:

• представление о выявленных нарушениях бюджетного законодательства с требованием о принятии мер по их устранению, а также с указанием причин их возникновения;

• предписание об устранении нарушений бюджетного законодательства и требование о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации.

Кроме того, при установлении по результатам проведения контрольного мероприятия нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации руководитель ведомства в определенный Бюджетным кодексом срок направляет в Министерство финансов РФ уведомление о применении бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе контрольных мероприятий административных правонарушений должностное лицо службы или ее территориального органа возбуждает дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

— Новшества законодательства, а также поручения Президента РФ касаются изменений принципов работы контролирующих органов и критериев ее оценки, повышения эффективности контроля и введения публичной отчетности как по итогам проверки, так и по затраченным на ее проведение средствам. Каким образом налажен контроль за контролем?

— В соответствии с новыми правилами в целях раскрытия информации о полноте и своевременности выполнения плана контрольных мероприятий за отчетный календарный год, обеспечения эффективности контрольной деятельности, а также анализа информации о проведении контрольных мероприятий Росфиннадзор ежегодно составляет и представляет отчет по форме и в порядке, которые установлены Министерством финансов РФ.

В отчетах отражаются все данные о деятельности службы. Это начисленные штрафы, количество материалов, направляемых в правоохранительные органы, сумма предполагаемого ущерба по видам нарушений, количество вынесенных представлений и предписаний и их исполнение в количественном и денежном выражении, в том числе объем восстановленных (возмещенных) средств, сведения о затратах на проведение контрольных мероприятий и так далее. Результаты проведения контрольных мероприятий в обязательном порядке размещаются на сайте Росфиннадзора и его территориальных органов.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений