Почему столичная система госзакупок признана лучшей в стране

Почему столичная система госзакупок признана лучшей в стране

 27.07.2016    Актуально    №3 • 2016    16710
Почему столичная система госзакупок признана лучшей в стране

Жесткие бюджетные ограничения, с которыми сейчас столкнулись многие регионы, Москва в полной мере ощущает уже несколько лет. Доходы города от нефтегазового сектора за последние пять лет сократились в восемь раз, а рост налоговых доходов за последние четыре года отстает от инфляции в два с половиной раза. Для сравнения —средние показатели по регионам вдвое превышают московские.

Максим Геннадьевич РЕШЕТНИКОВ,
министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы

В сложных экономических условиях столица находит возможность для развития инфраструктурных программ, строительства дорог, метро и, главное, поддержания высокого социального стандарта — финансирования школ, больниц, широкого круга льгот и субсидий. Как это удается? Прежде всего за счет жесткого контроля расходов.

Главное правило — тратить разумно

В 2015 году Москва заняла первую позицию в Национальном рейтинге прозрачности закупок, составляемом Национальной ассоциацией участников электронной торговли. В прошедшем году город на всех этапах закупок сэкономил более 170 миллиардов рублей, а за последние пять лет экономия составила 700 миллиардов рублей.

Хорошие результаты достигнуты на всех этапах закупочного цикла. Первый шаг на пути экономии государственных средств — это проверка целесообразности закупок, которая начинается на этапе формирования и обсуждения плана закупок. Мы взяли за правило тратить деньги на то, что действительно необходимо, и платить столько, сколько это стоит.

170 миллиардов рублей — экономия на закупках, проведенных столичными заказчиками в 2015 году. За последние пять лет экономия составила 700 миллиардов рублей.

Мы анализируем документацию по закупкам стоимостью свыше 3 миллионов рублей, обговариваем с поставщиками возможность снижения цен, отказываемся от товаров, робот и услуг, приобретение которых можно отложить, убираем из предметов закупки товары повышенной комфортности. В результате в 2015 году было заморожено, отложено, пересмотрено закупок и иных расходов более чем на 80 миллиардов рублей. При этом социальные обязательства руководством города выполнены, а расходы на продовольствие и медикаменты не подверглись оптимизации.

Экспертиза и стандартизация помогут сократить расходы бюджета

На следующем этапе закупочного цикла — экспертизе начальных (максимальных) цен контрактов город также смог сэкономить значительные средства бюджета. Так, в прошлом году экономия составила более 30 миллиардов рублей. Экспертиза осуществляется при закупках от 10 миллионов рублей, причем контракты стоимостью от 10 до 50 миллионов рублей анализируют независимые эксперты, услуги которых оплачиваются централизованно из бюджета, а контракты стоимостью от 50 миллионов рублей — два бюджетных учреждения. Закупки в строительной сфере рассматривает «Мосгосэкспертиза», по остальным направлениям экспертизой занимается Городское агентство управления инвестициями (ГАУИ), в рамках которого создан центр компетенции по экспертизе закупок.

Важно

Мы взяли за правило тратить деньги на то, что действительно необходимо, и платить столько, сколько это стоит.

С прошлого года все большую актуальность получает тема стандартизации закупок. Как правило, после принятия решения о закупке возникает вопрос, что именно надо приобретать и с какими характеристиками. Дьявол кроется в мелочах, а все мелочи содержатся в конкурсной документации: договорах, техзаданиях, форме № 2, критериях отбора. Поэтому на городском уровне запущен проект по сплошной стандартизации наших закупок. И уже в текущем году проведены первые закупки по типовой документации. Это закупки услуг охраны, автомобилей, питания.

Перечень товаров, работ и услуг, которые закупает город, постоянно расширяется. Есть план стандартизации закупок, и мы на межведомственной рабочей группе регулярно рассматриваем и утверждаем вместе с заказчиками комплекты типовой документации и сами наименования товаров[1]. В комплект входят договоры, технические задания, в случае проведения конкурса — критерии отбора, при необходимости — формы № 2 и даже акты выполненных работ.

Информатизация дисциплинирует заказчиков

Очень важна и тема информатизации. В этом году запущена система ЕАИСТ 2.0. (Единая автоматизированная информационная система торгов, ранее это был ЕРКТ — Единый реестр контрактов и торгов). Это позволило автоматизировать все необходимые технологические операции размещения госзаказа. Первые месяцы 2016 года прошли напряженно, имели место так называемые болезни роста, которые в настоящий момент практически преодолены.

Информатизация важна не только потому, что это требуется для передачи данных в единую информационную систему в сфере госзакупок (ЕИС) и приводит к оптимизации трудозатрат. Она позволяет стандартизировать и поддерживать те бизнес-процессы, которые нормативно прописаны, то есть информатизация сужает поле свободной деятельности госзаказчиков. Становится меньше ненужной инициативы, из-за которой, как правило, и возникают проблемы.

Важно

Стандартизированная документация, которая заносится в систему, — не просто типовые документы, в которые от руки можно вписать произвольные требования. Это режим выбора и ввода параметров закупок в системе. Под него разработаны и описаны единый классификатор предметов заказа, а также их характеристики и значения характеристик. Заказчик лишь ставит галочки напротив характеристик той продукции, которая ему необходима. На выходе автоматически формируется вся конкурсная документация в формате pdf. Она подписывается электронной цифровой подписью и отправляется дальше на сайт госзакупок.

Иными словами, мы до минимума свели лоббистские возможности госзаказчиков на местах. Мы понимаем, что зачастую к нарушениям законодательства о контрактной системе приводит даже не злонамеренность — эксцессы возникают из-за сложности системы госзакупок, недостаточной компетенции заказчиков. Считаем, что не надо пытаться из каждого заказчика делать доктора наук, который бы во всем разбирался. Достаточно дать ему простой, понятный инструмент и ограничить амплитуду отклонений от типовых требований. Кроме того, в Москве активно развивается практика совместных закупок, совместных конкурсов, которые являются эффективными инструментами для обеспечения значительной экономии бюджета.

Новые цели и задачи

Несколько слов о задачах по дальнейшему развитию системы госзакупок на 2016 год. Одна из них — это перенос механизмов московской системы государственных закупок, которая на сегодня является одной из лучших в стране, на наши госкомпании. Иными словами, мы планируем применять опыт осуществления госзакупок при проведении закупочных процедур в рамках Федерального закона № 223‑ФЗ. Замечу, что тема слияния двух законов (№ 44‑ФЗ, № 223‑ФЗ) обсуждается не первый день. Хотя мы на городском уровне по большому счету не видим в этом особой надобности. Все наши требования к осуществлению закупок по Закону № 223‑ФЗ уже в значительной степени близки к требованиям к закупкам, проводимым в рамках Закона № 44‑ФЗ — в этом направлении многое уже сделано и делается.

В то же время стоит обозначить несколько проблем, решить которые можно путем внесения дополнений в Закон № 44‑ФЗ для того, чтобы система госзакупок в ряде случаев позволяла использовать эффективность норм Закона № 223‑ФЗ. Один из таких примеров — заключение контрактов на строительство под ключ. В условиях городской среды при возведении сложных объектов нам зачастую приходится выделять рабочее проектирование, стройку, высвобождение территории и так далее. А система работы под ключ с единым центром компетенции и ответственности позволяет нам очень сильно экономить время и обеспечивать результат.

80 миллиардов рублей — сумма стоимости закупок, которые в 2015 году были заморожены и пересмотрены

Существенным является и вопрос индексации цен контрактов, или, точнее, применения формулы цены. В частности, при закупках топлива по требованиям Закона № 44‑ФЗ необходимо устанавливать твердую цену контракта. Пользуясь этой нормой, поставщики для минимизации своих рисков предлагают цену выше рынка из расчета среднегодовой стоимости. Заказчики из-за угрозы срыва торгов вынуждены либо соглашаться, либо объявлять закупки с небольшим объемом на короткий срок. Что предлагается? Распространить на госзаказ возможность использования формулы цены, то есть привязки цены контракта к биржевым расценкам на топливо, как это регламентировано Законом № 223‑ФЗ. Такая практика уже доказала свою эффективность и обеспечивает существенную экономию на корпоративных закупках, особенно в условиях большой волатильности цен.

Есть еще одна важная тема. В Москве работает портал поставщиков — очень эффективный проект, созданный Тендерным комитетом Москвы. Он позволяет удобно, в псевдобиржевом режиме закупать продукцию в малом объеме и малого масштаба. Есть мнение, что в дополнение к работе портала следует использовать возможности закупок через аналогичные системы, которые существуют на рынке, например Яндекс.Маркет (внутренняя система лекарственной сферы, в которой осуществляют закупки аптеки). Это позволит нам спокойно закупать такую продукцию посредством прозрачных, понятных, сертифицированных систем. Приведу пример: мы сравнивали цены на лекарства в аптеках и цены, с которыми к нам выходят поставщики. Выяснилось, что у оптовиков цены завышены, причем в разы. Противостоять этому можно с помощью вышеуказанных систем.

Еще одна из значимых задач — избавить поставщиков от ненужных и неэффективных затрат, которые мы им навязываем. Самый яркий пример этого — государственные банковские гарантии. Тендерным комитетом Москвы совместно с Главным контрольным управлением Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы подготовлены системные предложения, позволяющие продвинуться в решении этой задачи — и мы будем их реализовывать в ближайшее время.

Вывод

Тот опыт, который мы получили, создавая и внедряя в Москве систему госзакупок, показал, что при развитии этой системы нужно ориентироваться на достаточно длительные сроки. При этом базис, который был создан за последние несколько лет, позволяет нам эффективно двигаться дальше. Это действительно очень серьезный системный проект, который нужно реализовывать в правовом поле, не скатываясь в компанейщину.

Говоря на языке метафор, отмечу, что система госзакупок, наверное, так же как и любая государственная система, это не прутик, который можно согнуть в одну или другую сторону, а скорее губка, которая должна впитать в себя все лучшее. И показателем развития этой системы в правильном направлении является единое с нашим государственным заказчиком понимание задач.

[1] Справочник предметов государственного заказа (СПГЗ).