Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

О некоторых вопросах организации и функционирования контрольных органов в сфере закупок

 08.08.2016    Интересный опыт    №3 • 2016    28183
О некоторых вопросах организации и функционирования контрольных органов в сфере закупок

Роман Валерьевич КОНДАУРОВ,
заместитель руководителя контрольного управления Правительства Воронежской области — начальник отдела контроля в сфере закупок

В данной статье автор озвучивает некоторые проблемы осуществления контроля в сфере закупок и предлагает пути их решения.

Два в одном

Одной из основных проблем, возникающих в ходе контроля закупок, является то, что в некоторых регионах функции по его осуществлению и по финансовому контролю выполняют разные органы. В частности, в Воронежской области контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок в отношении региональных заказчиков возложен на контрольное управление Правительства Воронежской области, а внутренний государственный финансовый контроль осуществляет Департамент финансов Воронежской области.

По нашему мнению, в современных условиях более целесообразна реализация этих двух полномочий в рамках одного контрольного органа. Такая схема уже реализована во многих субъектах РФ. Данный вопрос обсуждался на Всероссийском форуме контрольных органов, который проходил 31 октября 2015 года в Самаре. Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров и заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России С. С. Бычков дали высокую оценку практике Службы государственного финансового контроля Самарской области (самостоятельный контрольный орган), осуществляющей обе функции. Была отмечена и высокая эффективность деятельности контрольных органов других регионов, совмещающих полномочия по контролю в сфере закупок и внутреннему финансовому контролю.

Сотрудники контрольного управления Правительства Воронежской области солидарны с такой позицией, и мы считаем, что указанный механизм реализации контрольных полномочий на уровне субъекта РФ позволит:

  • исключить бессистемное многообразие контролирующих структур в сфере закупок и тем самым минимизирует случаи, когда после проверки одного контролирующего органа следует проверка другого;
  • в полной мере давать оценку эффективности и результативности осуществления закупок;
  • в максимальной степени исключить дублирование контрольных функций;
  • осуществлять контрольную деятельность преимущественно в плановом порядке;
  • обеспечить комплексный контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъекта, подведомственных им учреждений, что в итоге позволит давать объективную оценку деятельности как руководителей, так и рядовых сотрудников.

Муниципальный контроль неэффективен

Еще один аспект, на который хотелось бы обратить внимание. В настоящее время Министерство экономического развития РФ разработало изменения в законодательство о закупках товаров, работ, услуг. Одно из них касается оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок. Минэкономразвития России предлагает реорганизацию системы контроля в сфере закупок на муниципальном уровне. В частности, предлагается передача полномочий муниципальных органов по контролю в сфере закупок соответствующим контрольным органам субъектов РФ. Мы поддерживаем эту позицию федерального министерства, так как проведенный нами анализ исполнения муниципальными контрольными органами в сфере закупок показал низкий уровень эффективности контрольной деятельности.

В помощь ФАС

Объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, имеет тенденцию к росту. В 2014 году 184 заказчика Воронежской области осуществили закупок на сумму 3,5 миллиарда рублей, в 2015 году 190 заказчиков — на сумму 4,6 миллиарда рублей, на 3,6 миллиарда рублей из этого объема средств — у единственного поставщика. Ввиду недостаточности кадрового ресурса Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области функции по анализу эффективности и соблюдения процедуры закупок, осуществляемых заказчиками Воронежской области в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, возложены на контрольное управление Правительства Воронежской области.

1

Ряд полномочий контрольных органов в сфере закупок, созданных на территории муниципальных образований, дублирует полномочия контрольного органа региональной власти. Некоторые контрольные функции возложены на органы, не уполномоченные осуществлять соответствующую контрольную деятельность. Например, орган, осуществляющий процедурный контроль в сфере закупок, реализует полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля, несмотря на наличие в муниципальном образовании отдельного органа внутреннего финансового контроля.

2

Планы контрольных мероприятий и результаты контрольной деятельности не размещаются в единой информационной системе (на официальном сайте размещения заказов), поскольку у муниципальных контрольных органов отсутствует электронная подпись с функционалом работы на официальном сайте размещения заказов «контрольный орган».

3

В ряде случаев сотрудники контрольных органов одновременно с функциями контрольных органов осуществляют полномочия заказчика.

4

Сотрудники, осуществляющие контрольные функции, как правило, находятся в отношениях соподчиненности (зависимости) проверяемым лицам.

5

Сотрудники, осуществляющие контрольные функции, не наделены полномочиями по привлечению к административной ответственности.

Дополнительные меры

Для достижения максимального уровня соблюдения законодательства в сфере закупок осуществляется комплекс дополнительных мероприятий:

  • проведение совместно с Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области круглых столов с привлечением УФАС по Воронежской области, органов внутреннего финансового контроля, муниципальных заказчиков, УФСБ по Воронежской области и иных лиц в целях выработки и доведения до заказчиков Воронежской области единой согласованной позиции по сложным вопросам правоприменительной деятельности;
  • размещение на портале Воронежской области актов проверок заказчиков области, рекомендаций заказчикам, а также информации о выявляемых типовых нарушениях;
  • проведение совместно с Управлением по регулированию контрактной системы, а также Торгово-промышленной палатой Воронежской области консультационных (в том числе выездных) занятий по практике применения Федерального закона № 44-РФ;
  • консультирование заказчиков в устной и письменной форме, направление в органы исполнительной власти области информации, содержащей рекомендации контрольного управления по проблемным вопросам;
  • участие в проводимых в регионе мероприятиях по повышению квалификации глав муниципальных образований области;
  • участие в совместных проверках с прокуратурой и другими правоохранительными органами и др.

Воронежская область следует общероссийским тенденциям в сфере закупок, направленным на унификацию, автоматизацию, стандартизацию закупочных процедур; широкое внедрение нормирования, практики организации и проведения совместных торгов. Определение поставщиков для областных заказчиков на различных видах конкурсов и электронных аукционов осуществляется уполномоченным органом — Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области. Совместная работа позволила Воронежской области по итогам рейтинга эффективности и прозрачности закупок субъектов РФ за 2015 год, проводившегося на 12-м Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ — За честные закупки», стать победителем в двух номинациях.