Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Повышение качества управления ресурсами в госучреждениях

 08.08.2016    Интересный опыт    №3 • 2016    8460
Повышение качества управления ресурсами в госучреждениях

В условиях трехлетнего бюджетного планирования и совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность государственных учреждений как в отношении закупок, так и в отношении управления персоналом и имуществом, требуется дополнительный мониторинг, который бы показывал, насколько успешно госучреждение управляет этими ресурсами.

Дарья Владимировна СТЕПАНОВА,
начальник отдела экспертно-аналитической деятельности Главного контрольного управления города Москвы

Текущий мониторинг работы государственных учреждений в основном направлен на повышение качества предоставления услуг и практически не ориентирован на выстраивание эффективных внутренних процессов по ведению финансово-хозяйственной деятельности, закупочного процесса и развитие системы внутреннего контроля использования ресурсов.

Система стандартизации качества управления ресурсами, внедряемая в настоящее время в социальной сфере города Москвы, позволяет дополнить систему контроля и управления деятельностью в государственных учреждениях различных отраслей комплексной системой показателей, характеризующих распределение финансовых ресурсов, осуществление закупок, управление имуществом и трудовыми ресурсами, раскрытие информации о деятельности учреждения. Особенно важно, чтобы учреждения внедряли новации, которые позволяли бы сделать реальный прорыв в повышении эффективности и качества процессов обслуживания населения, оказания услуг. Поэтому в системе заложена возможность планирования улучшений на основе планов конкретных учреждений по совершенствованию наиболее проблемных показателей.

Стандарт качества позволит найти ответы на вопросы

  • Как может сказаться уменьшение доли закупок у единственного поставщика или снижение административно-хозяйственных расходов на деятельности учреждения?
  • Что представляет собой качественное планирование финансово-хозяйственной деятельности?
  • Каким образом должна быть встроена система управления дебиторской и кредиторской задолженностями?
  • Каков эффект от участия учреждения в совместных торгах?

Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет дать Стандарт качества управления ресурсами в государственных учреждениях города Москвы (далее — Стандарт качества, Стандарт) в отношении каждого конкретного учреждения, с учетом его особенностей и специфики. Получателем такой информации является прежде всего руководство учреждения и уже потом главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, осуществляющий функции учредителя.

Сочетание двух факторов — требования эффективности использования государственного бюджета, а также растущий спрос общества на качественные образовательные, медицинские и другие услуги — требует коренных преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности государственных учреждений. Граждане заинтересованы в получении оптимального соотношения цены и качества, причем речь идет не только о частном секторе, где они приобретают желаемую пользу в обмен на свои деньги, но и о государственном секторе, где получаемая ими польза обеспечивается налоговыми поступлениями.

Важно

Разработанная в 2014 году система Стандарта качества управления ресурсами в государственных учреждениях города Москвы уже в рамках пилотного проекта показала свою эффективность: учреждения увидели внутренние проблемы и смогли оценить результативность принимаемых решений. В 2016 году началось ее распространение на большинство учреждений социальной сферы города Москвы, оказывающих услуги населению.

В этой связи комплексная система оценки качества распределения и использования государственных ресурсов учреждением — актуальная потребность как городского управления, так и граждан, непосредственно пользующихся услугами данного учреждения. В свою очередь в рамках экономической науки использование Стандарта качества для учреждения — доминирующая стратегия для его развития, позволяющая уравновесить стремление города к повышению эффективности учреждения с соблюдением законодательства и желанием граждан получать качественные услуги.

Стандарт качества представляет собой уравновешенную в балльном выражении систему из 30 показателей, которые оценивают управление ресурсами в шести сферах, таких как: финансы, закупки, имущество, персонал, раскрытие информации и деятельность, приносящая доход.

В основе Стандарта качества лежат как абсолютные показатели, значение которых определяется ответами «да» или «нет», так и относительные, составляющие большую его часть. Относительные показатели позволяют вне зависимости от объема финансирования учреждения или численности штатного персонала предугадать их оптимальное значение на основе разработанных методик.

Следствием такой системы является важная особенность Стандарта — его стратегическая направленность: за счет ограничения значения того или иного показателя с 0-го до 3-го уровня управления каждым ресурсом руководство учреждения получает очень важный индикатор качества деятельности учреждения в отношении отдельно взятой сферы и имеет возможность предпринять соответствующие действия по недопущению ухудшения ситуации. Использование Стандарта качества не требует от учреждения дополнительных трудовых или исключительных временных затрат: все показатели — производные значений, которые уже рассчитаны учреждением в рамках той или иной формы отчетности за отчетный период — квартал.

Секрет успеха

При внедрении Стандарта учреждениям необходимо обращать внимание не только на внутренние, но и на внешние критерии — показатели деятельности лучших в своем типе учреждений (больниц, поликлиник, образовательных учреждений и т. д.), а также стремиться к достижению лучших результатов и развивать упущенные или низкоэффективные направления деятельности. Немаловажное значение имеет готовность управленческого персонала к изменениям, обучению и внедрению лучших практик.

Работа по внедрению Стандарта

Работу по внедрению стандарта проводят совместно учреждения, учредители (ГРБС) и координаторы проекта (Главное контрольное управление города Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы). Выполняется она в несколько этапов:

I. Подготовительный этап

1. Определяется текущий уровень качества управления ресурсами по каждому из показателей.

2. Проводится анализ причин отклонений от лучших результатов и определяются возможности для их улучшения.

3. Разрабатывается индивидуальный план развития на 1–2 года и утверждается по согласованию с учредителем.

II. Этап внедрения

1. Выполняется план развития с необходимым оперативным контролем за его исполнением.

2. Ежеквартально отслеживаются показатели, и при необходимости план развития корректируется, предоставляются отчеты о ходе выполнения плана развития.

Использование Стандарта качества не требует от учреждения дополнительных трудовых или исключительных временных затрат: все показатели — производные значения, которые уже рассчитаны учреждением в рамках той или иной формы отчетности за отчетный период — квартал

III. Этап подведения итогов

1. Производится оценка итогов реализации программы развития по ее завершении.

Следует отметить, что начать внедрять Стандарт без внешней помощи учреждение не может. На первом этапе целесообразно воспользоваться лучшими практиками, агрегируемыми координатором проекта, и согласовать с учредителем свой план развития, на втором — использовать результаты мониторинга и анализа координатора проекта для получения наилучшего результата. Кроме того, руководство учреждения должно быть нацелено на развитие, то есть иметь концепцию, которая предусматривает реализацию изменений в перспективе.

В целом система стандартизации позволяет руководству учреждения получать необходимый объем знаний об эффективности принимаемых решений, соблюдении законодательства и вовремя предотвращать возникновение проблем и устранять недостатки.