Как предупредить ненужные траты

Как предупредить ненужные траты

 10.08.2016    Проблема    №3 • 2016    15773
Как предупредить ненужные траты

Одна из основных задач внутреннего государственного финансового контроля — предупреждение неэффективного использования бюджетных средств, в частности при осуществлении закупок для государственных нужд.
Но порой ее решению мешают отдельные нормы законодательства. В статье обозначена одна из таких проблем и предложен способ ее решения, а также представлен опыт Челябинской области по анализу планируемых к размещению дорогостоящих закупок на предмет их соответствия потребностям заказчиков.

Дмитрий Валерьевич АГЕЕВ,
начальник Главного контрольного управления Челябинской области

Уход от конкурентных процедур

Федеральным законом № 44‑ФЗ предусмотрена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которая является неконкурентным способом его определения, так как контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения процедуры выбора победителя торгов.

Закупка у единственного поставщика используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения. Из-за несложности заключения сделки и небольших временных затрат на ее проведение такой способ закупки является привлекательным для заказчика. В частности, заключить контракт стоимостью до 100 и в отдельных случаях до 400 тысяч рублей возможно с известным заказчику поставщиком. При такой закупке исключен риск нарушения процедуры заключения контракта по независящим от заказчика причинам, например из-за возникновения технических сбоев или неопытности работника контрактной службы. Кроме того, отсутствует необходимость обос­нования начальной (максимальной) цены контракта, а также отпадает обязанность формирования и опубликования отчетов о его исполнении.

Стоит отметить, что закупка у единственного поставщика является правом, а не обязан­ностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах). Федеральным законом № 44‑ФЗ не запрещено государственным или муниципальным учреждениям культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждениям (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственным или муниципальным образовательным организациям наряду с закупками до 100 тысяч рублей заключать контракты на сумму не более 400 тысяч рублей, то есть применять пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44‑ФЗ одновременно.

Нормы закона

Частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44‑ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика. В состав указанного перечня входят закупки на сумму не более 100 тысяч рублей, годовой объем которых (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 миллионов рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 50 миллионов рублей, а также закупки на сумму не более 400 тысяч рублей, годовой объем которых не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 миллионов рублей (пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона
№ 44‑ФЗ).

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться