Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Нас читают

Концепция управления рисками ВФК и ВФА

 11.08.2016    На первом уровне контроля    №3 • 2016    64465
Концепция управления рисками ВФК и ВФА

В последние годы выстроена достаточно жесткая система контроля при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Контроль в сфере закупок осуществляют уполномоченные органы, Федеральная антимонопольная служба, органы государственного (муниципального) финансового контроля, Федеральное казначейство и финансовые органы публично-правовых образований. Главные распорядители бюджетных средств обязаны осуществлять ведомственный контроль в сфере закупок в отношении государственных (муниципальных) заказчиков. Сами заказчики обязаны осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Армия контролирующих органов велика, а нарушения все совершаются и недостатки присутствуют.

Владимир Васильевич МИХЕЕВ,
руководитель проекта Центра исследования бюджетных отношений


Причиной того, что, несмотря на большое количество органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, число выявляемых нарушений законодательства о контрактной системы не уменьшается, по мнению автора, является то обстоятельство, что значительная часть действий внешних по отношению к государственному (муниципальному) заказчику контролирующих органов направлена не столько на предупреждение, сколько на выявление нарушений и недостатков. Это вполне соответствует функциям контролирующих органов. Но при этом работа внешнего контроля должна быть дополнена деятельностью контроля внутреннего, который как раз и предназначен для предупреждения нарушений, то есть выявления и устранения причин совершения нарушений и допущения недостатков.

В настоящее время в силу требований Бюджетного кодекса главные администраторы средств бюджетов всех уровней обязаны осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит. Напомним, что такая обязанность возникла в 2013 году, хотя право у органов государственной власти (органов местного самоуправления) создавать подразделения внутреннего финансового контроля (аудита) было декларировано в Бюджетном кодексе еще в 2007 году, но воспользовались им считанные единицы.

Не все федеральные правила хороши для регионов

Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными на каждом уровне бюджетной системы высшими исполнительными органами государственной власти, местными администрациями. На федеральном уровне такие правила утверждены федеральным правительством. Они послужили неким ориентиром для правительств региональных, а глядя на регионы, по такому же пути пошли и муниципальные образования. Вместе с тем федеральные правила имеют ряд особенностей, которые мало способствуют предупреждению нарушений в сфере закупок.

В соответствии с федеральными правилами закупки являются бюджетными процедурами, в отношении которых и осуществляется ВФК. Но логика ВФК в правилах выстроена следующим образом: бюджетная процедура разбивается на отдельные операции, среди которых по определенным критериям выделяются наиболее рисковые (то есть операции, где наиболее вероятны ошибки или срыв выполнения которых вызовет наиболее серьезные негативные последствия), и затем осуществляется контроль выполнения этих операций. В таком изложении логика вполне понятна и, казалось бы, направлена на предупреждение нарушений. Если контролировать ход выполнения операции, то вполне можно предотвратить нарушение или некачественное выполнение операции. Но есть ряд деталей, которые позволяют утверждать обратное.

1

Оценка операций производится один раз в год. Операции отражаются в карте ВФК, которая и является планом ВФК на год. Если посмотреть на форму карты ВФК, то мы увидим информацию о том, кто, когда и какую операцию контролирует, каким способом, методом и т. д. Это важно, но разве такая подробность описания контроля позволяет предупредить срыв выполнения конкретной операции или ее некачественное выполнение? Ведь нарушение или недостаток вызваны конкретными причинами, которые существуют вне рамок контрольной карты.

например

В бухгалтерии каждый сотрудник выполняет узкий круг операций, при этом не налажена работа по обеспечению взаимозаменяемости специалистов. В период подготовки годовой отчетности заболевает ключевой специалист, занимавшийся формированием сводных и консолидированных форм отчетности. Сам главный бухгалтер, который и должен контролировать выполнение данной операции, физически не успевает все сделать в срок, торопится и допускает ошибки. Сможет ли контроль выполнения операции в такой ситуации предотвратить ошибку? Конечно, нет.

2

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться