Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Риск выявит программа

 27.10.2016    Теория     №4 • 2016    8721
Риск выявит программа

Одним из направлений стратегического развития Российской Федерации является реформирование системы государственного контроля и надзора. Она должна стать риск-ориентированной, обеспечить открытость, снизить коррупцию и повысить эффективность самих контролирующих органов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Елена Николаевна ЧЕРНЫХ,
заместитель генерального директора НПО «Криста», кандидат экономических наук

Андрей Александрович ШКУРАТОВ,
руководитель департамента разработки решений по финансовому контролю

Важной сферой государственного контроля и надзора, подлежащей реформированию, является финансово-бюджетный контроль. В настоящее время на основе проекта Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления разрабатываются методологические подходы к планированию, осуществлению и мониторингу эффективности контрольных мероприятий, согласовывается система KPI деятельности контрольного органа.

Немало важным фактором эффективной работы контрольно-надзорных органов региона в финансовой сфере является построение единой информационно-аналитической системы риск-ориентированного финансового контроля на основе программного комплекса «Финансово-бюджетный контроль», обеспечивающей непрерывность, подотчетность, оперативность, открытость и прозрачность деятельности таких органов как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

На уровне региона

Преимуществами внедрения такого централизованного подхода на уровне региона в целом является обеспечение единого методологического подхода к контрольной деятельности всех контрольно-надзорных органов субъекта, сокращение промежутка времени между возникновением нарушения и принятием управленческого решения, создание единой базы данных объектов контроля региона и проводимых контрольных мероприятий, внедрение единых KPI деятельности контрольных органов.

ПК «Финансово-бюджетный контроль» позволяет использовать риск-ориентированный подход к планированию контрольной деятельности, который является одним из восьми основных приоритетных проектов реформирования системы государственного контроля и надзора. Требование применять планирование на основе оценки рисков заложено в проекте федерального закона о контрольной и надзорной деятельности. Интенсивность контроля должна зависеть от степени риска причинения вреда: чем больше риск, тем больше внимания контролирующих органов. Проверки с выходом на объект необходимо использовать как крайнюю меру, так как они являются инструментом оперативного вмешательства в хозяйственную деятельность. Для целей проведения проверок без выхода на объект контроля и сокращения времени и затрат на подготовку таких проверок ПК «Финансово-бюджетный контроль» предполагает использование юридически значимого документооборота, который позволяет получать документы, запрашиваемые у объектов контроля, в электронном виде с применением электронной подписи.

Как в целом выглядит деятельность органа государственного финансового контроля с использованием ПК «Финансово-бюджетный контроль» показано на рисунке.

Важным условием эффективности системы регионального финансового контроля является ее интеграция в бюджетный процесс региона. Взаимодействие с такими подсистемами регионального электронного бюджета, как бюджетное планирование, исполнение бюджета, учет и отчетность, региональная контрактная системы, позволяет оперативно получать информацию в разрезе факторов риска и широко использовать возможности замены выездной проверки на камеральную благодаря прямому доступу к первичной информации. Интеграция ПК «Финансово-бюджетный контроль» с подсистемами регионального электронного бюджета обеспечит в оперативном режиме всесторонний анализ информации в разрезе не только объектов контроля, но и выполнения государственных программ и связанных с их реализацией государственных закупок. Использование приложения «iМониторинг» позволяет в формате ситуационного управления (от индикаторов к первичным данным) получить объективную картинку об эффективности реализации государственных программ, целевом использовании бюджетных средств, прозрачности деятельности органов власти и местного самоуправления при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

На уровне ГРБС

ПК «Финансово-бюджетный контроль» может быть использован также и для автоматизации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов источников финансирования бюджета. Работа в ПК обеспечивает возможность автоматического получения информации о результатах текущего (оперативного) и последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля (ПОВАК) в непосредственной увязке с выявленными факторами риска.

Вывод

Несмотря на то что реформирование системы государственного контроля и надзора еще в начале своего пути и пока остается много спорных и нерешенных вопросов по организации контрольной деятельности, регионы уже сейчас могут начать работу по построению единой информационно-аналитической системы риск-ориентированного финансового контроля, используя методологию и лучшую практику, реализованную в новом решения НПО «Криста» — программном комплексе «Финансово-бюджетный контроль».