Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Финансовой разведке — 15 лет

 16.11.2016    Актуально     №4 • 2016    5211
Финансовой разведке — 15 лет

Владимир Иванович ГЛОТОВ,
заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу

Сегодня мы подводим итог 15-летнего периода становления национальной «антиотмывочной» системы, частью которой является и финансовая разведка. 1 ноября 2001 года был создан Комитет по финансовому мониторингу (сегодня Росфинмониторинг). Тогда перед Россией стояла цель выйти из черного списка Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Сегодня она достигнута, и спектр задач, решения которых ждет от Федеральной службы по финансовому мониторингу системы руководство страны, стал гораздо шире.

На создание национальной «антиотмывочной» системы серьезно повлияло два фактора:

  • продолжающаяся криминализация экономики;
  • требования международного сообщества реализации рекомендаций FATF в нашей стране.

Начав свою деятельность с выполнения рекомендаций FATF, Росфинмониторинг «постепенно включал в зону своего внимания все новые и новые сегменты отечественной экономики, с тем чтобы сделать финансовые потоки в них максимально прозрачными, не допустить незаконных операций, сохранить государственные средства, выявить и пресечь финансирование террористических организаций.

Контрольная деятельность соответствует стандартам

Одним из первых в стране Росфинмониторинг стал применять риск-ориентированный подход к организации контрольно-надзорной деятельности, что было обусловлено как ограниченностью ресурсов надзорного блока службы, так и требованиями международных организаций (FATF). Практика Росфинмониторинга впоследствии была использована и другими контрольными органами. Соответствие контрольно-надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ международным стандартам было подтверждено в 2013 году по результатам оценки экспертами FATF.

Первоначальной задачей надзорного блока Росфинмониторинга в период становления национальной «антиотмывочной» системы было вовлечение субъектов первичного мониторинга в систему ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов/финансированию терроризма) и ознакомление их с требованиями системы. За прошедший период был значительно расширен перечень видов деятельности, на которые распространяется законодательство в сфере ПОД/ФТ: с 6 в 2002 году до 17 в настоящее время. Общее количество субъектов мониторинга на текущий момент составляет более 140 тысяч.

Внедрение современных ИT-технологий в практику деятельности позволило принципиальным образом изменить формат информационного взаимодействия с организациями. Удалось не только увеличить количество (с 400 тысяч в 2002 году до 22 миллионов в 2015 году) и качество представляемых ими сообщений, но и повысить оперативность обработки информации. Приоритетом надзорной деятельности Росфинмониторинга является развитие дистанционных форм не только контроля и выявления организаций, вовлеченных в проведение сомнительных операций, но и взаимодействия с субъектами мониторинга для их ориентирования на принятие мер по устранению недостатков. Большое внимание мы уделяем развитию взаимодействия с частным сектором. Это позволяет нам оперативно реагировать на возникающие риски, сохранять доступность финансовых услуг для населения, сокращая издержки бизнеса, не снижая качества контроля и обеспечивая стабильность функционирования российской финансовой системы, а организациям дает возможность совершенствовать системы внутреннего контроля за счет обмена лучшими практиками. Проведенная работа обеспечила стабильный информационный поток, ставший основой для аналитической работы. Надзорная деятельность в сфере ПОД/ФТ постоянно совершенствуется с учетом лучшего мирового опыта и общих трендов национальной политики.

Без контакта

Активное внедрение системы дистанционного мониторинга позволяет не только отслеживать риски в деятельности наших субъектов в режиме онлайн, но и сократить количество привычных «контактных» проверок.

В результате тесного взаимодействия с надзорными и правоохранительными органами удалось существенно снизить объем обналичивания средств, имеющих сомнительное происхождение, вывод денег за рубеж и сконцентрироваться на принятии мер, направленных на снижение недобросовестного поведения на финансовом рынке. За годы своего существования финансовая разведка России показала не только свою способность решать те задачи, которые определены законом, но и умение давать глубокую аналитическую оценку процессам, протекающим в стране. На международном уровне наши начинания поддерживаются FATF, мы председательствуем в Евразийской группе по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма, в Совете глав финансовых разведок СНГ.

Внутри страны Росфинмониторинг выстроил правильные, на мой взгляд, профессиональные отношения со всеми участниками «антиотмывочной» системы, начиная от финансовых институтов и заканчивая органами государственной власти.

Появились у нас и новые специфические функции, которые несвойственны в полном объеме финансовой разведке — организация работы и контроля за стратегическими, системообразующими предприятиями; участие в решении задач, связанных с гособоронзаказом; анализ инвестиционных проектов; контроль за распределением бюджетных средств. Путем совместных действий с ЦБ, с правоохранительными органами мы сделали существенный вклад в оздоровление и кредитно-финансовой сферы, и экономики в целом.

Перед нами сегодня стоит не менее сложная задача, чем 15 лет назад. Мы смогли создать функционирующую систему ПОД/ФТ в стране, смогли отстоять свои интересы на международных площадках. Необходимо сохранить свои достижения и приумножить.