Нас читают

Контроль должен быть открытым, но не зияющим

 16.11.2016    Теория     №4 • 2016    9426
Контроль должен быть открытым, но не зияющим

О том, как современная наука смотрит на вопросы обеспечения открытости и прозрачности финансового контроля, оценки его эффективности и другие проблемы осуществления этого рода деятельности, журналу «Финконтроль» рассказал директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ Игорь Нязбеевич БАРЦИЦ.

— Игорь Нязбеевич, сегодня финансовый контроль рассматривается как часть системы государственного управления, и акцент при этом должен ставиться на предварительном контроле. Как вы считаете, возможно ли охватить контролем не просто каждого получателя бюджетных средств, но и каждое его действие? И не обойдется ли тогда организация контроля дороже, чем нарушения?

— Контроль всегда был одной из функций управления, он позволяет повысить эффективность исполнения государственных решений. Именно поэтому возрастает роль предварительного контроля. Хотя, на мой взгляд, проверять каждое действие получателя бюджетных средств нет необходимости. Современные технологии и правильно организованная система позволяют не утяжелять процедуру, не делать ее чрезмерно трудозатратной и дорогой.

Решение президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19 октября 2016 года «О целевых показателях, этапах и способах решения основных задач по направлению „Реформа контрольной и надзорной деятельности“, включая вопросы их финансового обеспечения», определило начало действия в России приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Эта программа ставит перед финансовым контролем новые задачи: он одновременно выступает и в качестве одного из инструментов реализации реформы, и сам должен меняться в соответствии с требованиями программы. В этом синхронном изменении финансового контроля и заложен ответ на вопрос, возможно ли усиление результативности контроля без существенного удорожания его организации. Внимание со стороны контролирующих органов к каждому бюджетополучателю и к каждому его финансовому действию в принципе в современных условиях возможно обеспечить за счет соответствующих информационных технологий, формирования системы дистанционного контроля, интеграции различных информационных баз. Но целесообразность такого тотального охвата должна быть оценена с помощью использования риск-ориентированного подхода к организации контрольно-надзорной деятельности, учитывающего определенные индикаторы и профили риска и позволяющего сосредоточить усилия на контроле наиболее опасных с точки зрения нарушения бюджетного законодательства и недостижения целевых показателей объектов контроля. В результате средства на организацию финансового контроля расходуются более рационально при достижении более высокой эффективности.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться