Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Новая модель для новой реальности

 17.11.2016    Контроль в регионе     №4 • 2016    3204
Новая модель для новой реальности

Лилия Вадимовна ФЕДОТОВА,
заместитель губернатора — министр финансов Ростовской области

Бюджет Ростовской области составляет 172,8 миллиарда рублей и входит в число 11 крупнейших региональных бюджетов страны. Это позволяет области третий год находиться в группе низкодотационных регионов РФ, в которых доля дотаций из федерального бюджета не превышает 10%. Благодаря каким мерам достигается такой результат?

Выбор эффективной модели

Сохранение в течение нескольких лет статуса низкодотационного региона требует консолидации усилий всех участников бюджетного процесса и поиска новых подходов к повышению эффективности работы госаппарата. Одной из точек приложения усилий, несомненно, является обеспечение эффективности и непрерывности внутреннего государственного финансового контроля.

Эти приоритеты, равно как и ряд других, мы закрепили в основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики Ростовской области на 2017–2019 годы. В рамках реализации данной задачи с июля 2016 года все полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в Ростовской области были сосредоточены в Министерстве финансов региона. Отдельный орган, осуществлявший такие полномочия, был упразднен.

Какая модель организации работы органов внутреннего государственного финансового контроля эффективнее: новая или предыдущая? Первые итоги нашей работы позволяют сделать вывод о том, что мы сделали шаг в верном направлении.

Во-первых, Министерство финансов Ростовской области как орган, призванный проводить на территории области государственную политику в финансово-бюджетной сфере, обладает теперь всем набором инструментов, необходимых для эффективного проведения такой политики. Это и планирование бюджета, и его исполнение, и контроль за соблюдением бюджетного законодательства. Причем контроль теперь может непрерывно осуществляться на любой из стадий бюджетного процесса — как планирования, так и исполнения.

Во-вторых, реализация новой модели гораздо эффективнее предыдущей не только с организационной, но и с технической точки зрения. Так, например, в Ростовской области планирование, исполнение бюджета, а теперь и контроль осуществляются посредством единой автоматизированной системы управления общественными финансами, в которую входят программные модули «АЦК-Планирование», «АЦК-Финансы».

Отлаженное взаимодействие и последовательность действий структурных подразделений, входящих в состав единого органа власти, при работе в системе — это несомненный плюс и повышение эффективности реализации бюджетного процесса.

Добиться слаженной работы в этом направлении нескольких самостоятельных органов власти гораздо сложнее. Может получиться, как в старинной русской поговорке «У семи нянек дитя без глазу». Кроме того, при реализации такого варианта, когда полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю исполняет отдельный орган, неизбежно возникает проблема дублирования одних и тех же функций разными органами власти. И наоборот, названные проблемы исчезают при внедрении модели, когда контрольные полномочия сосредоточены в едином органе.

Нормы закона

Согласно части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ финансовые органы субъектов наделены полномочиями по контролю за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

Вот простой пример того, как удается добиться слаженной работы. Передача полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в области Министерству финансов региона позволило практически полностью отказаться от камеральных проверок как самостоятельных контрольных мероприятий. Все дело в том, что в единой автоматизированной системе управления общественными финансами размещаются все документы, на основании которых осуществляется бюджетный процесс (вплоть до технической документации). На каждой стадии данного процесса производится полная проверка всех документов и только после этого принимаются соответствующие решения. Таким образом, в случае применения новой модели организации работы внутреннего государственного финконтроля пропадает необходимость проводить отдельные камеральные проверки, поскольку камеральным контролем все бюджетные операции охватываются на непрерывной основе в режиме реального времени.

И наконец, в-третьих, в непростой для бюджетной системы период не лишним будет отметить, что, сосредоточив все полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю, мы смогли провести оптимизацию штатной структуры, и это однозначно приведет к сокращению расходов на содержание госаппарата в будущем году.

Новые полномочия

Все эти процессы происходят на фоне изменений федерального законодательства, которое последовательно и динамично развивается. Одним из нововведений стало наделение финансовых органов субъектов РФ полномочиями по контролю в сфере закупок в рамках Федерального закона № 44‑ФЗ. Часть 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, которой определен перечень этих полномочий, вступает в действие с 1 января 2017 года, однако ее нормы уже должны учитываться при формировании областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При этом практика работы с данными статьями в субъектах Российской Федерации отсутствует.

Пути решения проблем

На сегодняшний день главная задача, которую мы перед собой ставим, — добиться эффективной реализации новых полномочий, не снижая при этом динамику бюджетного процесса.

Какие решения могут быть приняты для этого? Они достаточно очевидны — необходимо максимально автоматизировать процесс контроля.

С этой целью в Ростовской области обеспечена интеграция в единую автоматизированную систему управления общественными финансами нового программного модуля по формированию планов закупок, планов-графиков, формированию и осуществлению процедур закупок, формированию и исполнению контрактов товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ростовской области.

Преимущества новой модели организации ВГФК в Ростовской области

Во-первых, Минфин Ростовской области обладает теперь всем набором инструментов, необходимых для эффективного проведения государственной политики в финансово-бюджетной сфере региона.

Во-вторых, новая модель гораздо эффективнее предыдущей не только с организационной, но и с технической точки зрения.

В- третьих, удалось оптимизировать штатную структуру госорганов.

Следующий шаг — это интеграция модуля программы в единую информационную систему в сфере закупок (далее — ЕИС), что должно быть осуществлено в соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 44‑ФЗ. После этого территориальный орган Федерального казначейства производит регистрацию региональной информационной системы в сфере закупок в ЕИС.

Представляется, что основная проблема в субъектах РФ и в муниципальных образованиях будет связана именно с интеграцией региональных систем в единую информационную систему, поскольку к этому процессу предъявляются достаточно высокие требования, связанные с техническим функционированием информационных систем, защитой информации, ее хранением и так далее.

В Ростовской области к решению этих задач уже приступили. В результате должен быть обеспечен единый электронный цикл осуществления закупок, включающий в себя этапы планирования, исполнения контрактов, контроля и оценки результативности.

Необходимо учиться

Вместе с тем нельзя не отметить, что процедуры по Федеральному закону № 44‑ФЗ постоянно усложняются, ужесточаются административные наказания за его нарушение. С момента принятия в закон было внесено около 30 поправок, издано огромное количество подзаконных актов. В связи с этим как на государственном, так и на муниципальном уровне имеются объективные сложности с подготовкой и сохранением кадров, способных эффективно работать в рамках Федерального закона № 44‑ФЗ.

Необходимо постоянное обучение как для сотрудников контролирующих органов, так и государственных и муниципальных заказчиков. Одновременно должны вырабатываться новые подходы к осуществлению контроля в сфере государственных и муниципальных закупок.

В качестве одной из таких обучающих и дискуссионных площадок выступил РЭУ им. Г. В. Плеханова, где 27 октября текущего года прошла Международная научно-практическая конференция «Внутренний контроль: риск-ориентированный подход и обеспечение эффективности».

В рамках конференции состоялось первое заседание Совета органов внутреннего государственного финансового контроля, на котором было сформировано четыре рабочих группы, в том числе по выработке подходов к организации контроля в сфере закупок.

АВТОР предлагает обсудить

Представляется, что основная проблема в субъектах РФ и в муниципальных образованиях будет связана именно с интеграцией региональных систем в единую информационную систему, поскольку к этому процессу предъявляются достаточно высокие требования, связанные с техническим функционированием информационных систем, защитой информации, ее хранением и так далее.

В этой связи интересно было бы увидеть в будущих выпусках журнала «Финконтроль» материалы наших коллег об удачных примерах интеграции таких электронных систем в субъектах РФ.