Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Нужны реальные меры ответственности за неэффективные траты

 16.11.2016    Контроль в регионе     №4 • 2016    7427
Нужны реальные меры ответственности за неэффективные траты

Три года назад в Республике Дагестан была образована Служба государственного финансового контроля. Как создавалось ведомство, каких результатов достигло, рассказывает руководитель службы Артур Рахимагомедович МУРТАЗАЛИЕВ.

— Артур Рахимагомедович, скажите, пожалуйста, несколько слов об истории создания вашего ведомства?

— С приходом к руководству регионом Р. Г. Абдулатипова одним из приоритетных направлений развития нашей республики стало усиление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. В этой связи указом Президента Республики Дагестан от 7 июня 2013 года была создана Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан, наделенная функциями финансово-бюджетного контроля и контроля за соблюдением законодательства в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

При формировании кадрового состава службы конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы составил в среднем 17 человек на должность, что позволило укомплектовать службу высококвалифицированными специалистами.

 Сегодня вопрос эффективности использования бюджетных средств приобретает все большую актуальность. Что вы можете рассказать о результатах контрольных мероприятий по проверке эффективности?

— Последние несколько лет были непростыми с точки зрения исполнения бюджетов всех уровней. И в этих условиях все более важной становится роль государственного финансового контроля, позволяющего своевременно оценивать финансовые риски в наиболее важных сферах оказания государственных услуг, выявлять коррупционные проявления в финансово-бюджетной сфере. За три года работы службы контрольными мероприятиями в сфере финансово-бюджетного законодательства охвачено 509 объектов контроля. В результате этих мероприятий выявлены нарушения в виде неэффективного, нецелевого и неправомерного использования бюджетных средств. Следует отметить, что сумма бюджетных средств, используемых бюджетополучателями не по целевому назначению, имеет тенденцию к снижению. Этому, по нашему мнению, способствовало введение жестких мер ответственности, начиная с административной и заканчивая уголовной. Так, за истекший период в доход республиканского бюджета взыскано 275 миллионов рублей межбюджетных трансфертов, использованных органами местного самоуправления не по целевому назначению, наложено административных штрафов на общую сумму 3,7 миллиона рублей, возбуждено пять уголовных дел. При этом хотелось бы отметить, что служба не преследует цель наказать во чтобы то ни стало. В случаях когда нецелевое использование носит формальный характер, то есть расходы не соответствуют кодам бюджетной классификации, но при этом изначально заложенная цель достигнута, такие действия мы определяем как нарушение применения бюджетной классификации.

Анализ выявленных нарушений показывает, что значительная их часть составляет неэффективное и неправомерное использование бюджетных средств. Среди распространенных нарушений можно выделить следующие:

  • завышение цен приобретаемых товаров, работ, услуг;
  • сверхнормативные расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления;
  • расходы, не входящие в полномочия органов местного самоуправления, и т. д.

Но за перечисленные действия законодательство не предусматривает применения реальных мер ответственности, что значительно снижает эффективность контрольной работы. Мы направляем объектам контроля представления об устранении нарушений и причин, им способствующих, но принимаемые ими меры ограничиваются привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности, и данные нарушения повторяются из года в год. Эта проблема характерна не только для нашей республики. Данный вопрос поднимают контролеры из других субъектов, актуальность этой проблемы признана, как мы убедились во время участия в форуме контрольных органов в Самаре и научно-практической конференции в Санкт-Петербурге, и над ее решением работают соответствующие федеральные органы.

— Руководство страны поставило перед органами финансового контроля четкую задачу по обеспечению прозрачности системы государственных и муниципальных закупок. Какие нарушения в этой сфере вы чаще всего выявляете?

— Конечно, осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе является еще одним важным направлением деятельности службы.

За три года работы службы наибольший объем нарушений в данной сфере выявлен при осуществлении контроля за закупками товаров, работ и услуг при строительстве и ремонте, приобретении лекарственных средств, медицинского оборудования и продуктов питания. Наиболее существенным нарушением, имеющим коррупционную окраску, является завышение начальной (максимальной) цены контракта. Всего в сфере закупок было проведено 446 проверок, выявлено завышение начальной (максимальной) цены контракта на сумму более 300 миллионов рублей. По представлениям и предписаниям службы заказчики снизили цену контрактов на сумму 237 миллионов рублей.

46

миллионов рублей бюджетных средств в среднем сэкономил каждый сотрудник Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан в результате своей трехлетней
деятельности

Для большей эффективности контроля в сфере закупок служба взаимодействует с Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан, уполномоченным на осуществление функций по регулированию контрактной системы в сфере закупок. По сути, это единственный орган, который с момента создания службы направляет нам информацию по отдельным признакам нарушения законодательства о контрактной системе. Достаточно продуктивно служба взаимодействует с Управлением Федерального казначейства по Республике Дагестан. Так, в рамках проводимых проверок мы направляем запросы в управление с просьбой сообщить о поступлении средств, внесенных победителем торгов в качестве обеспечения исполнения контрактов. Благодаря получаемой из казначейства информации мы выявили несколько случаев неправомерного заключения контракта, когда представлялись фиктивные платежные поручения. Для проверки указанных фактов, в том числе установления фактов сговора на торгах, материалы направляются в правоохранительные органы.

— Что вы можете рассказать о реализации итогов проверок?

— В рамках возложенных полномочий служба рассмотрела более 1,6 тысячи дел об административных правонарушениях, по результатам вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 22,2 миллиона рублей. В доход республиканского бюджета взыскано порядка 15 миллионов рублей.

В правоохранительные и надзорные органы для принятия решений о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательства переданы материалы по 103 проверкам, по которым возбуждено 50 уголовных дел, из них 29 направлено в суд.

Следует отметить, что больше всего уголовных дел возбуждено по фактам хищения бюджетных средств должностными лицами и их мошеннических действий. В отношении 177 должностных лиц применены меры дисциплинарного взыскания: 55 человек уволены, 74 получили выговоры, 48 — замечания.

— Артур Рахимагомедович, вопрос оценки эффективности деятельности контрольных органов — довольно сложный. Как вы сами оцениваете эффективность работы своего ведомства? Что, по вашему мнению, может повысить качество проводимых контрольных мероприятий в дальнейшем?

— В результате деятельности службы за три года в пользу бюджетов всех уровней обращены средства в сумме 1,6 миллиарда рублей, в том числе в доход республиканского бюджета взыскано 275 миллионов рублей. По итогам наших проверок возмещены неправомерные расходы в сумме 58 миллионов рублей; оптимизированы расходы (уменьшена необоснованная кредиторская задолженность) на сумму 155 миллионов рублей; снижена цена контрактов на сумму 261 миллион рублей; аннулированы контракты, заключенные без источников финансирования, на сумму 886 миллионов рублей. Таким образом, экономический эффект работы нашего контрольного органа в виде сэкономленных, взысканных и восстановленных средств республиканского бюджета в расчете на одного сотрудника службы составил 46 миллионов рублей. Расходы бюджета за указанный период на содержание ведомства фактически окупились более чем в 14 раз.

Анализ проведенных проверок и реализации их итогов позволяет сделать вывод, что отдельные нарушения, допускаемые в прошлом году, практически не встречаются в текущем. Исходя из этого, полагаю, что грамотно выстроенная структура финансового контроля, применение новых методов осуществления контрольных мероприятий и совершенствование законодательной системы позволят повысить качество и прозрачность проводимых контрольных мероприятий, а также эффективность и результативность работы контролирующих органов в целом.

Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА