Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Сила во взаимодействии

 15.11.2016    События     №4 • 2016    Мартыненко С. В.    8078
Сила во взаимодействии

В октябре состоялась Международная научно-практическая конференция «Внутренний контроль: риск-ориентированный подход и обеспечение эффективности», организованная Главным контрольным управлением города Москвы, Федеральным казначейством, Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова и Российской академией наук.

Главное — результат

С приветственным словом к участникам конференции — представителям федеральных органов власти, контрольных органов 70 регионов РФ, пяти зарубежных стран и крупнейших российских компаний — обратился ректор РЭУ В. И. Гришин. Модератором пленарного заседания выступил начальник Главного контрольного управления г. Москвы Е. А. Данчиков.

Роль финансового контроля в управлении общественными финансами постоянно возрастает. Непростая экономическая ситуация заставляют органы власти бережно относиться к каждому бюджетному рублю. При этом неблагоприятные внешнеэкономические условия не позволяют уповать на то, что нижняя точка падения уже пройдена. Действие экономических санкций в отношении России продолжается, и, как сказал председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ С. В. Степашин, драйвером развития они быть не могут. Единственная польза в том, что санкции позволили объективно оценить состояние национальной экономики. Цены на нефть приняли свое адекватное значение, и рассчитывать на их рост не имеет смысла.

ВНИМАНИЕ

Важным итогом любого контрольного мероприятия должен становиться ответ на вопрос о том, нужно ли вкладывать деньги в ту или иную программу.

Какое отношение все это имеет к финансовому контролю? По мнению экс-председателя Счетной палаты РФ, самое прямое. Сейчас недостаточно проверить, сошелся ли дебит с кредитом, доведены ли бюджетные ассигнования до получателя, не прилипли ли деньги к рукам мздоимцев.

Сегодня нужно четко определить, какую конечную цель должен преследовать контроль. Как отметил Степашин, это, во-первых, наведение порядка в бюджетной сфере, с чем на данный момент контроль в какой-то степени справился — об этом говорят суммы выявленных финансовых нарушений, количество наложенных административных штрафов и число примененных мер уголовной ответственности по итогам проверок финансового контроля. Во-вторых, важным итогом любого контрольного мероприятия должен становиться ответ на вопрос о том, нужно ли вкладывать деньги в ту или иную программу. Для этого требуется определить отдачу от использования средств. В качестве примера эффективного использования государственных денег Степашин привел строительство объектов сочинской зимней Олимпиады. Счетная палата РФ осуществляла жесткий контроль за освоением средств, для чего ее аудитор А. А. Пискунов разработал матрицу текущего контроля расходования каждого рубля. В результате мероприятие мирового масштаба прошло на достойном уровне, а олимпийское наследие работает и приносит доход.

Контроль как друг и помощник

Как отметил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, сегодня стирается граница между предварительным и последующим контролем, и эти два вида контроля постепенно превращаются в единый процесс. При этом на первый план выходит именно предварительная проверка бизнес-процессов. По большому счету, для получателя бюджетных средств внутренний государственный контроль должен стать не карающей дланью, а другом и помощником. «Болевые точки мы должны определять еще на стадии планирования расходов, определять риски и оперативно уведомлять о них и Министерство финансов РФ, и своих клиентов», — отметил Артюхин.

Говоря о повышении эффективности финансового контроля, руководитель Федерального казначейства подчеркнул необходимость стандартизации работы контрольных органов. В настоящий момент правоприменительная практика представителей внутреннего и внешнего контроля, контрольных органов субъектов неоднозначна. Одни и те же нарушения разными контролерами могут трактоваться по-разному. И первым шагом к обеспечению единообразия должен стать классификатор нарушений. По замыслу казначейства, этот документ должен также выполнять функции классификатора рисков, то есть тех событий, которые могут наступить и которые нужно одинаково определять. Необходимо договориться о форме выражения аудиторского мнения, принципах существенности, подходах к формированию выводов. Консенсус нужен для того, чтобы в дальнейшем сделать возможным применение такого механизма, как признание результатов контрольных мероприятий одних органов другими.

Разделить полномочия

Вопросам взаимодействия Контрольно-счетной палаты и Главного контрольного управления столицы было посвящено выступление председателя КСП Москвы В. А. Двуреченских. Он напомнил, что до 2012 года в Москве работал Координационный совет контролирующих органов, в заседаниях которого КСП Москвы принимала участие в качестве постоянного приглашенного. В настоящее время сотрудничество московских контролеров не ослабло, о чем свидетельствует наличие совместных рабочих групп КСП и Главконтроля. На заседаниях этих групп прорабатываются вопросы информационного взаимодействия, классификации нарушений и недостатков, а также вопросы построения внутреннего финансового контроля и аудита.

Важно

Необходимо договориться о форме выражения аудиторского мнения, принципах существенности, подходах к формированию выводов. Консенсус нужен для того, чтобы в дальнейшем сделать возможным применение такого механизма, как признание результатов контрольных мероприятий одних органов другими

Однако избежать дублирования работы порой мешает действующее законодательство. При определении функций внешнего и внутреннего контроля оно формулирует полномочия таким образом, что для решения разных задач предписывается использовать однотипные контрольные мероприятия в отношении одного и того же объекта. К примеру, в соответствии с БК РФ к полномочиям органа внешнего контроля отнесена подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств ВФК и ВФА, к полномочиям внутреннего — анализ осуществления ГАБС ВФК и ВФА. Однако контрольно-счетный орган, чтобы предложить рецепт, должен провести обследование. То же должен сделать и внутренний контроль для того, чтобы иметь материал для аналитики. Результатом становится одно и то же мероприятие в отношении одного и того же объекта. По мнению Двуреченских, для того чтобы развести действия внешнего и внутреннего контролера в отношении ВФА и ВФК, к перечню полномочий контрольно-счетных органов необходимо добавить подготовку предложений по совершенствованию системы ВФК и ВФА.

Аудит критикует управленцев

О системе аудита Центрального банка России рассказал его главный аудитор В. П. Горегляд. Аудит не только инициирует изменения бизнес-процессов, оценивая их и внося предложения по совершенствованию, но и сам является бизнес-процессом, который нуждается в сложных изменениях. «Раньше мы считали, что аудит должен предоставлять менеджеру, собственнику необходимые гарантии надежности функционирования бизнес-процессов и их эффективности, быть консультантом. Теперь он в первую очередь должен критически оценивать работу менеджмента», — отметил Горегляд. Для внутреннего аудитора, который находится внутри системы, критическая оценка действий собственного руководства — достаточно сложная задача. Поэтому одна из сущностных проблем совершенствования аудита заключается в создании правовых условий, которые бы стали основой для обеспечения его независимости. Только так можно сделать аудит по-настоящему эффективным.

Центральный банк при реформировании аудита исходит из трех основных принципов, в соответствии с которыми он должен работать: риск-ориентированность, независимость и непрерывность. Была принята новая нормативная база, которая предполагает более широкий круг используемых видов аудита и смежных с ним процедур, в том числе аудит эффективности проектов, мониторинг. Кроме того, ведется работа по централизации функций аудита, которая способствует реализации принципа независимости. В Центральном банке до недавнего времени аудиторские службы были распределены по территориальным подразделениям и находились в подчинении руководителей этих структур. Сейчас центры внутреннего аудита созданы в федеральных округах и не подчиняются территориям. Службы аудита подразделений центрального аппарата банка подчинены главному аудитору.

например

Центральный банк при реформировании аудита исходит из трех основных принципов, в соответствии с которыми он должен работать: риск-ориентированность, независимость и непрерывность.

Эти изменения позволили не только обеспечить независимость, но и повысить эффективность работы аудита за счет существенного сокращения используемых ресурсов. Объем работы сотрудников увеличился на 30%, а их численность сократилась в два раза. Условием для осуществления непрерывного аудита стало расширение горизонтов планирования. Многие процессы просто невозможно оценить в течение года, для полноценной оценки их эффективности нужен более длительный срок. Поэтому план аудита должен быть стратегическим и рассчитанным не на год, а на три года.

В пленарном заседании также выступили председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С. Н. Рябухин, заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ В. В. Летуновский, председатель МСП Банка Д. Я. Голованов, начальник контрольно-аналитической службы президента ОАО «РЖД» М. И. Бесхмельницын, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Г. В. Бобрышева.