Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Централизованная система — рабочий инструмент для ВФК и ВФА

 18.11.2016    На первом уровне контроля     №4 • 2016    5023
Централизованная система  — рабочий инструмент для ВФК и ВФА

Сергей Александрович ВАСИЛЬЕВ,
руководитель департамента финансового контроля компании «Кейсистемс»

Повышению эффективности ВФК и ВФА в настоящее время уделяется большое внимание как со стороны контрольных органов, так и со стороны главных распорядителей бюджетных средств. Немаловажным условием выполнения этой задачи является организация на уровне субъекта РФ централизованной системы ВФК и ВФА с созданием единого информационно-аналитического ресурса.

Актуальность создания централизованной системы ВФК и ВФА обусловлена прежде всего полномочиями, которыми Бюджетный кодекс наделяет контрольные органы и главных распорядителей бюджетных средств в части внутреннего финансового контроля и аудита. Так, согласно статье 160.2-1 БК РФ главные распорядители бюджетных средств наделены полномочиями по организации и осуществлению финансового контроля и аудита внутри своих ведомств и в отношении подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств. На органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии со статьей 157 БК РФ возложены полномочия по анализу осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита.

Таким образом, организация и осуществление ВФК и ВФА являются вопросом деятельности одних органов и предметом контроля и анализа других органов. Следовательно, возникает потребность в интеграции информации для осуществления таких полномочий и процедур. Кроме того, и для внутреннего государственного финансового контроля, и для внутреннего финансового аудита могут быть сформулированы задачи, реализация которых способствует повышению их качества и эффективности.

Совершенствование деятельности

Направлениями совершенствования ВФК и ВФА являются:

  • повышение качества методологического обеспечения ВФК и ВФА на этапе их организации;
  • повышение качества методологического и кадрового обеспечения ВФК и ВФА на этапе их проведения;
  • повышение результативности принимаемых решений по итогам и результатам ВФК и ВФА.

Кроме того, говоря про централизацию, не возможно не отметить, что одной из приоритетных задач по развитию системы внутреннего контроля и аудита является включение в систему ВФК и ВФА подведомственных получателей бюджетных средств.

Совершенствование анализа деятельности

Направлениями совершенствования деятельности по анализу организации и осуществления ВФК и ВФА являются:

  • выработка единой методологии анализа осуществления ВФК и ВФА с упором на выявление и минимизацию рисков в финансово-бюджетной сфере и рисков несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;
  • разработка единых критериев оценки осуществления ВФК и ВФА;
  • обеспечение наличия полной и оперативной информации об организации и осуществлении ВФК и ВФА на уровне главных распорядителей бюджетных средств.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что решению вышеуказанных задач будет способствовать создание на уровне субъекта РФ централизованной системы ВФК и ВФА с применением средств автоматизации ее участников.

О преимуществах системы

Именно автоматизированная система выступает площадкой, позволяющей, с одной стороны, всем пользователям обособленно выполнять возложенные на них задачи и функции, с другой — интегрировать необходимый поток отчетной и методологической информации по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита (рисунок).

Создание единой централизованной системы ВФК и ВФА имеет ряд преимуществ и для контрольных органов, и для главных распорядителей бюджетных средств.

Для контрольных органов:

  • Возможность построения системы ВФК и ВФА в регионе по единым стандартам для всех главных распорядителей бюджетных средств.
  • Разработка и осуществление анализа ВФК и ВФА с опорой на единую информационную систему (единые справочники и классификаторы, единые формы карт ВФК, журналов, отчетов, единые подходы к оценке бюджетных рисков).
  • Возможность оперативного доведения информации через информационную систему сразу до всех ее пользователей.
  • Наличие оперативной информации (в едином формате) об осуществлении ВФК и ВФА.

В части наличия оперативной информации об осуществлении ВФК и ВФА система обеспечит получение такой информации, как:

  • реестр внутренних бюджетных процедур и операций ГРБС и оценка риска возникновения нарушений по ним;
  • карты ВФК и с учетом внесенных в них изменений;
  • план мероприятий ВФА и результатов этих мероприятий;
  • журналы ВФК;
  • отчеты о результатах ВФК и ВФА.

Таким образом, централизованная система ВФК и ВФА станет для главных распорядителей бюджетных средств рабочим инструментом. Для контрольных органов система значительно упростит проведение анализа осуществления ВФК и ВФА и оформление его результатов, включающего описание выявленных недостатков, рекомендации по их устранению и предложения по изменению ведомственных актов в части уточнения конкретных процедур составления и исполнения бюджета.

В совокупности все это позволит превратить ВФК и ВФА в действенный и эффективный управленческий инструмент нацеленный на минимизацию рисков нарушения требований бюджетного законодательства, недостижения целевых показателей качества финансового менеджмента, искажения бюджетной (бухгалтерской) отчетности, неэффективного использования бюджетных средств.

Компания «Кейсистемс» предлагает комплексный подход к построению централизованной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на региональном или муниципальном уровне, включающий в себя методологическую поддержку и автоматизацию соответствующих полномочий всех ее участников, на основе программного комплекса «Финансовый контроль-СМАРТ».