Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

От государственного контроля к государственному аудиту

 18.11.2016    Интересный опыт     №4 • 2016    10470
От государственного контроля к государственному аудиту

Наталья Артемовна КОРЖОВА,
ответственный секретарь Министерства финансов Республики Казахстан

Президент Республики Казахстан держит на контроле реализацию планов по вхождению Казахстана к 2050 году в тридцатку конкурентоспособных стран мира. Это обязывает нас своевременно внедрять международные стандарты и передовой опыт в системе управления государственными финансами.

Казахстан первым из государств постсоветского пространства внедрил международные стандарты финансовой отчетности и аудита. Системные изменения в реформировании бюджетного процесса сопровождались переходом в 2013 году всех государственных учреждений на международные стандарты бухучета, ориентированием на результат и подготовкой нового Бюджетного кодекса. 12 ноября 2015 года глава государства подписал Закон РК «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее — закон). Данный документ — результат совместной работы Министерства финансов РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Систему органов теперь уже государственного аудита составляют: Счетный комитет, ревизионные комиссии, комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК и службы внутреннего аудита центральных и местных органов исполнительной власти.

Впервые этим нормативным правовым актом нам удалось разделить полномочия между проверяющими органами и исключить дублирование функций. Теперь совместный план проверок формируется последовательно, сначала в него включает свои мероприятия Счетный комитет, затем комитет внутреннего госаудита, ревизионные комиссии и службы внутреннего аудита соответственно. То есть планы изначально согласовываются, что исключает проведение повторных проверок. Кроме того, закон делает акцент на необходимости не просто констатировать те или иные несоответствия, а предупреждать их возникновение и находить резервы для управления государственными финансами с большей отдачей и эффективностью.

Единая база данных

В республике создана и функционирует единая база данных по государственному аудиту и финансовому контролю, которая аккумулирует информацию по всем проведенным в республике проверкам, а также рекомендации по их итогам (рисунок 1).


Для обеспечения единого подхода при классификации выявленных нарушений, а также формировании отчетности о результатах их устранения органы государственного аудита и финансового контроля применяют классификатор нарушений. Хочу отметить, что нам удалось четко разграничить финансовые и процедурные нарушения.

Кроме того, в качестве антикоррупционной меры мы внедрили институт камерального контроля (рисунок 2). 

 У нас в Казахстане работает государственная площадка госзакупок, на которой все 100% процедур по конкурсам, аукционам и запросам ценовых предложений проводятся в электронном виде. Функционирующая система электронного министерства финансов интегрирована с порталом закупок, что помогло безболезненно внедрить систему камерального контроля, в которой автоматически в онлайн-режиме проверяется соответствие проводимых процедур действующему законодательству. Камеральный контроль позволяет выявлять нарушения на ранней стадии, до заключения договоров.

При выявлении нарушений комитет внутреннего госаудита направляет уведомления государственным учреждениям и предлагает им самостоятельно устранить нарушения. Если ошибка исправлена своевременно, должностные лица, ее допустившие, освобождаются от административной ответственности. Таким образом, за восемь месяцев 2016 года почти 100% должностных лиц освобождены от ответственности в связи со своевременным устранением своих же ошибок по уведомлениям нашего комитета. Это позволило предупредить нарушения на 370 миллиардов тенге (по курсу около 74 миллиардов рублей). Если же учреждение игнорирует замечания комитета, то в соответствии с законом возможно приостановление расходных операций. Хочу обратить внимание на то, что закон, с одной стороны, либерален при адекватной реакции на предупреждения, а с другой стороны, не позволяет заключить сомнительные договоры.

Все контрольные мероприятия по проверке точечных вопросов планируются на основе системы управления рисками. С учетом наиболее подверженных рискам зон в сферах экономики либо в отраслях выработаны критерии рисков: резкий рост административных расходов по отношению к объему расходов, низкие результаты оценки эффективности, заточка требований под определенного поставщика.

Взаимодействие с правоохранительным блоком

На сегодня 30% от объема всех проверок осуществляется по поручениям правоохранительных органов. По запросу из правоохранительных органов комитет госаудита будет предоставлять результаты ранее проведенных проверок из единой базы данных, без повторного выхода на проверяемый объект. Все материалы в рамках взаимодействия с правоохранительным блоком будут подвергаться контролю качества.

Службы внутреннего аудита

Сегодня данные службы уже созданы во всех центральных и местных исполнительных органах — это часть административной реформы. Службы внутреннего аудита станут инструментом управления первого руководителя, так как будут мониторить все бизнес-процессы, оценивать риски возникновения нарушений при их выполнении и предоставлять рекомендации по оптимальному решению проблем. Новизна заключается еще и в том, что часть проверок по линии корпоративного (квазигосударственного) сектора может быть отдана на аутсорсинг лицензированным аудиторам рынка.

Система сертификации

В Казахстане внедрена система сертификации государственных аудиторов и создана национальная комиссия. Состав национальной комиссии сформирован из представителей администрации президента, правительства, Счетного комитета, Министерства финансов и депутатов парламента (по согласованию). Сертификации подлежат все работники уполномоченных органов госаудита, за исключением сервисных служб.

Кандидаты в госаудиторы сдают экзамены по пяти дисциплинам:

  • ведение бухучета по МСФООС;
  • ведение бухучета по МСФО;
  • аудит соответствия;
  • аудит эффективности;
  • аудит финансовой отчетности.

Наряду с этим отмечаем, что в республике разработана национальная рамка квалификаций, которая утверждена протоколом республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений от 16 марта 2016 года.

Теперь нам предстоит определить набор компетенций специалистов финансово-экономического блока. На сегодня совместно с профессиональным сообществом разрабатывается отраслевая рамка квалификаций.

Совет СНГ

Для осуществления координации действий государств — участников СНГ по вопросам бухгалтерского учета и аудита создан Координационный совет при Исполнительном комитете СНГ. На рассмотрение заседания совета в октябре текущего года мы планируем вынести вопрос унификации отраслевой рамки квалификаций с целью применения на территории СНГ и Евразийского экономического союза.

внимание

в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает лидирующую позицию среди стран СНГ по показателю «Совершенство стандартов аудита и отчетности», за 2015 год — 74-е место (при этом Армения — 78-е место, Россия —102-е место, Молдова — 113-е место, Киргизия —129-е место).

Все эти меры мы принимаем совместно с международными консультантами. С целью выявления проблемных областей корпоративной отчетности в стране в настоящее время реализовывается проект «Оценка инфраструктуры корпоративной отчетности в Казахстане», который стартовал в 2015 году. Оценка осуществляется по методике, разработанной в рамках Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН (ISAR). По результатам оценки мы будем продолжать дальнейшее реформирование системы госаудита.

Как результат проводимых реформ в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает лидирующую позицию среди стран СНГ по показателю «Совершенство стандартов аудита и отчетности», за 2015 год — 74-е место (при этом Армения — 78-е место, Россия —102-е место, Молдова — 113-е место, Киргизия —129-е место).