Счетная Палата выявила недостатки при обосновании Н(М)Ц по госзакупкам

Счетная Палата выявила недостатки при обосновании Н(М)Ц по госзакупкам

 19.12.2016    Внешний контроль    845
Счетная Палата выявила недостатки при обосновании Н(М)Ц по госзакупкам
Фото: Фотобанк Rusmediabank.ru

Коллегия Счетной Палаты по главе с Татьяной Голиковой проанализировала промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации». Соответствующая информация заявлена на сайте Счетной Палаты РФ.

Мониторинг проводился за период 9 месяцев 2016 года. Из доклада аудитора Максима Рохмистрова следует, что объем объявленных закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 9 месяцев 2016 года составил 4,3 трлн руб. Практически аналогичный показатель был установлен в 2015 году за тот же период времени — 4,2 трлн рублей.

Результаты исследования показали, что снизилась доля закупок у единственного поставщика (учитывая несостоявшиеся закупки) с 47 до 43 процентов. Объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций увеличился.

Счетная Палата обнаружила те же недочеты, которые отмечались по итогам прошлого года. Так, имеют место недостатки при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. Общедоступных источников информации о рыночных ценах товаров, одним из которых является Каталог товаров, работ, услуг, нет. А методические рекомендации с возможными способами определения НМЦК имеют необязательный характер, их несоблюдение не влечет ответственности.

Также наблюдаются недостатки в виде:

  • низкого качества определения федеральными органами нормативных затрат на обеспечение их функций. В актах федеральных органов нет нормативов цены и количества, отмечается значительный разброс цен на одноименные товары;
  • не урегулирован вопрос об установлении требований к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг для государственных должностей. Это может привести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами;
  • некоторые федеральные органы не определили планы закупок при формировании проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 гг.;
  • у ряда федеральных органов планы закупок не соответствовали установленной форме;
  • у некоторых федеральных органов отсутствовали объемы бюджетных ассигнований на 2018 — 2019 гг., и не было обоснований закупок.

За период 9 месяцев 2016 год Счетная Палата выявила около 2 тыс. нарушений при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ на сумму более 38 млрд рублей. По сравнению с 2015 годом число нарушений увеличилось в 2 раза (за 9 месяцев 2015 года обнаружено около 1 тыс. недочетов).

Что касается, объема объявленных закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», он составил 14,33 трлн рублей. Прошлогодний показатель составлял 13,84 трлн рублей.

Доля закупок у единственного поставщика уменьшилась с 51,1 до 41,5 процентов.

Аудитор отметил, что по-прежнему отсутствует закрытый список конкурентных способов осуществления корпоративных закупок, сохраняется большое количество операторов электронных площадок, что увеличивает затраты потенциальных участников для доступа к корпоративным закупкам и снижает уровень конкуренции.

В Законе № 223-ФЗ нет норм, направленных на повышение эффективности расходования средств на закупки. Проверка показала, что обязанность обоснования НМЦ договоров установлена только в положениях «Автодора», «Аэрофлота» и ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов». А в 6 положениях о закупках из 10 организаций не определен исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

В результате анализа корпоративных закупок по итогам 9 месяцев 2016 года Счетная палата обнаружила 90 нарушений на сумму более 354,6 млн рублей, которые связаны с несоблюдением заказчиками требований утвержденных ими положений о закупках.