Счетная Палата выявила недостатки при обосновании Н(М)Ц по госзакупкам

 19.12.2016    Внешний контроль    1113
Счетная Палата выявила недостатки при обосновании Н(М)Ц по госзакупкам
Фото: Фотобанк Rusmediabank.ru

Коллегия Счетной Палаты по главе с Татьяной Голиковой проанализировала промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации». Соответствующая информация заявлена на сайте Счетной Палаты РФ.

Мониторинг проводился за период 9 месяцев 2016 года. Из доклада аудитора Максима Рохмистрова следует, что объем объявленных закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 9 месяцев 2016 года составил 4,3 трлн руб. Практически аналогичный показатель был установлен в 2015 году за тот же период времени — 4,2 трлн рублей.

Результаты исследования показали, что снизилась доля закупок у единственного поставщика (учитывая несостоявшиеся закупки) с 47 до 43 процентов. Объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций увеличился.

Счетная Палата обнаружила те же недочеты, которые отмечались по итогам прошлого года. Так, имеют место недостатки при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. Общедоступных источников информации о рыночных ценах товаров, одним из которых является Каталог товаров, работ, услуг, нет. А методические рекомендации с возможными способами определения НМЦК имеют необязательный характер, их несоблюдение не влечет ответственности.

Также наблюдаются недостатки в виде:

  • низкого качества определения федеральными органами нормативных затрат на обеспечение их функций. В актах федеральных органов нет нормативов цены и количества, отмечается значительный разброс цен на одноименные товары;
  • не урегулирован вопрос об установлении требований к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг для государственных должностей. Это может привести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами;
  • некоторые федеральные органы не определили планы закупок при формировании проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 гг.;
  • у ряда федеральных органов планы закупок не соответствовали установленной форме;
  • у некоторых федеральных органов отсутствовали объемы бюджетных ассигнований на 2018 — 2019 гг., и не было обоснований закупок.

За период 9 месяцев 2016 год Счетная Палата выявила около 2 тыс. нарушений при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ на сумму более 38 млрд рублей. По сравнению с 2015 годом число нарушений увеличилось в 2 раза (за 9 месяцев 2015 года обнаружено около 1 тыс. недочетов).

Что касается, объема объявленных закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», он составил 14,33 трлн рублей. Прошлогодний показатель составлял 13,84 трлн рублей.

Доля закупок у единственного поставщика уменьшилась с 51,1 до 41,5 процентов.

Аудитор отметил, что по-прежнему отсутствует закрытый список конкурентных способов осуществления корпоративных закупок, сохраняется большое количество операторов электронных площадок, что увеличивает затраты потенциальных участников для доступа к корпоративным закупкам и снижает уровень конкуренции.

В Законе № 223-ФЗ нет норм, направленных на повышение эффективности расходования средств на закупки. Проверка показала, что обязанность обоснования НМЦ договоров установлена только в положениях «Автодора», «Аэрофлота» и ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов». А в 6 положениях о закупках из 10 организаций не определен исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

В результате анализа корпоративных закупок по итогам 9 месяцев 2016 года Счетная палата обнаружила 90 нарушений на сумму более 354,6 млн рублей, которые связаны с несоблюдением заказчиками требований утвержденных ими положений о закупках.