Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Изменение существенных условий контрактов

 27.02.2017    Контроль в сфере закупок    № 1 • 2017    11754
Изменение существенных условий контрактов

Главное контрольное управление города Москвы большое внимание уделяет проведению предварительного контроля соблюдения законодательства в сфере закупок. Одним из наиболее часто выявляемых на этом этапе нарушений является неправомерное изменение существенных условий контрактов.

Ксения Андреевна РОДИОНОВА,
заместитель начальника управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Москвы — начальник отдела предварительного контроля

Зачастую заказчики неправильно трактуют положения Закона № 44‑ФЗ о контрактной системе и вносят изменения в контракты, игнорируя установленные ограничения. Основной проблемой при реализации права заказчика на изменение условий контракта служит размытое толкование понятия «существенные условия контракта».

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 указанного закона.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Данное положение относится к общему праву, тогда как взаимоотношения заказчиков и поставщиков при обеспечении государственных и муниципальных нужд регулируются Законом № 44‑ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Важно

Все условия, объявленные на торгах, являются для заказчика и поставщика существенными: предмет контракта, сроки поставки, объем закупки, сроки действия, порядок оплаты и т. д.

Изменение объемов

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ изменение существенных условий контракта возможно, если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон с учетом положений бюджетного законодательства РФ допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.

Что касается подрядных работ, то при их выполнении возможно увеличение или уменьшение объема работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. Данная позиция согласуется с позицией Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 25 октября 2016 года № Д28и-2765). При этом следует помнить, что общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10%.

Изменение сроков действия

Отдельно стоит рассмотреть такое существенное условие контракта, как срок его действия. Московские заказчики при осуществлении закупок руководствуются в том числе постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 года № 67-ПП «О системе закупок города Москвы». Данным постановлением утверждены требования к структуре и разделам контракта.

Согласно пункту 2.9 указанных требований срок действия контракта ограничен датой 31 декабря года, в котором согласно условиям контракта должны быть произведены поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом есть исключение — срок действия контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, осуществляемых в рамках адресной инвестиционной программы города Москвы, устанавливается заказчиком и может быть продлен, но не более чем на 18 месяцев. Таким образом, данное условие по сроку действия контракта выполняется при формировании проекта контракта, утверждении закупочной документации.

Нарушение

Заказчики зачастую увеличивают цену контракта в пределах 10% либо без изменения объема товаров, работ, услуг, либо непропорционально цене за единицу. Кроме того, при определении дополнительного объема товаров, работ, услуг нередко изменяется цена за единицу товара, работы, услуги, что является нарушением части 2 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ.

Московские заказчики в целях оплаты выполненных работ в период действия контрактов руководствуются постановлением Правительства Москвы от 22 сентября 2009 года № 1018-ПП «Об утверждении Порядка санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета». Частью 4.6.3 указанного постановления установлена возможность заказчика без продления срока действия контракта оплатить выполненные работы, поставленный товар, оказанные услуги на основании представленных в финансовый орган акта выверки задолженности, подписанного сторонами по контракту, и документов, подтверждающих факт выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в период действия контракта обязательств по контракту, срок действия по которому истек.

Таким образом, данная схема исполнения контракта с фиксированным сроком действия позволяет избежать бесконечного его продления с целью фактического удлинения сроков исполнения и затягивания осуществления закупки в целом, что негативно может сказаться на эффективности осуществления заказчиком своих полномочий.

Нарушение

В ходе осуществления предварительного контроля выявляются случаи, когда заказчики продлевают сроки действия контрактов, ссылаясь на необходимость выполнения обязательств в части оплаты выполненных работ. Вместе с тем положение контракта об обязанности оплаты выполненных работ не требует внесения изменений в контракт в части сроков его действия.

Антикризисные меры

В соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ в 2015 и 2016 годах допускалось изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах. Данная норма закона принята для того, чтобы минимизировать риски неисполнения государственного заказа вследствие экономического кризиса 2014 года и введения санкций против России. Для реализации указанной нормы закона Правительство РФ разработало Правила изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016 года № 191.

Согласно правилам изменение цены контракта (единицы), сроков исполнения, объема закупки возможно только в следующих случаях:

  • по независящим от сторон обстоятельствам завершение контракта невозможно без изменения его существенных условий;
  • предметом контракта является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
  • предмет контракта включен в перечень, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • срок исполнения составляет свыше шести месяцев;
  • цена контракта более 3 миллионов рублей;
  • валюта контракта — российский рубль.

Из буквального толкования указанных правил следует, что причинами неисполнения государственных контрактов без изменения их существенных условий является исключительно тяжелое экономическое положение поставщика (подрядчика, исполнителя), вызванное удорожанием импортного оборудования, ограничением доступа на российский рынок определенных товаров (работ, услуг) и т. д.

Но порой заказчики обосновывают внесение изменений в действующие контракты отнюдь не кризисными явлениями. Так, основными причинами продления сроков исполнения обязательств заказчики указывают: невозможность выполнения работ в зимнее время, позднее получение заключения Мосгосэкспертизы на проектную документацию, изменение конструктивных особенностей объектов строительства в процессе производства работ и т. д.

Определяем улучшенные качества товара

Согласно части 7 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Как же определить эти улучшенные качества?

Начнем с того, что при подготовке документации к торгам заказчик в соответствии со статьей 33 Закона № 44‑ФЗ описывает все требуемые характеристики объекта закупки. Таким образом, при принятии решения о замене поставляемого товара целесообразно руководствоваться указанными характеристиками. Подтверждением же улучшенных характеристик должны стать технические паспорта закупаемого оборудования, удостоверения и прочие устанавливающие документы. На основании данных документов заказчик составляет сравнительную спецификацию с указанными характеристиками и направляет ее вместе с дополнительным соглашением на регистрацию в ЕИС.

Внимание

При изменении цены контракта по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016 года № 191, объем товаров, работ, услуг можно только уменьшить, согласовав при этом новые условия исполнения контракта.

При невозможности сравнить поставляемые товары (работы, услуги) предлагается прописывать в самом проекте контракта условия о том, что конкретно будет являться улучшенной характеристикой товара (работы, услуги). При этом следует отметить, что изменение технических и функциональных характеристик объекта закупки возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта (вида работ). Новые характеристики объекта закупки должны соответствовать извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации о закупке. Данные меры позволят повысить прозрачность осуществления закупок и снимут риски обращения в контрольные органы в сфере закупок.