Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Преимущества комплексного подхода

 21.02.2017    Контроль в сфере закупок    № 1 • 2017    58394
Преимущества комплексного подхода

В отношении закупок сегодня действуют процедурный контроль, финансовый контроль и казначейский. Вместе с тем самостоятельность данных видов контроля и их реализация различными органами власти порождает некоторые проблемы. О том, как они решены в Санкт-Петербурге, читайте в статье.

Александр Михайлович ЖУКОВ,
председатель Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга

Кристина Яковлевна СЕРКОВА,
начальник сектора планирования и обеспечения контроля Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга

Действие Закона № 44‑ФЗ направлено прежде всего на обеспечение законности, результативности и экономности закупок для государственных нужд, что обеспечивается в том числе и организацией контроля. Однако недопустимо осуществлять контроль ради контроля. При проведении контрольных мероприятий в сфере закупок необходимо минимизировать вмешательство в операционную деятельность участников закупок и их временные потери.

Три вида контроля

Как известно, Закон № 44‑ФЗ определил в отношении закупок три различных вида контроля: процедурный, финансовый и казначейский. Подобное разделение связано прежде всего с историческими особенностями развития контроля размещения государственного заказа.

Контроль за процедурой размещения госзаказа функционировал еще до вступления в действие Закона № 44‑ФЗ, который поэтапно ввел два дополнительных вида контроля: финансовый и казначейский (таблица).

Таблица. Анализ контроля закупок для государственных нужд

Процедурный

Финансовый

Казначейский

1. Способ определения поставщика

2. Правомерность закупок у единственного поставщика

3. Порядок осуществления закупок

4. Порядок заключения контрактов

5. Порядок ведения реестров контрактов, недобросовестных поставщиков и т. п.

6. Выполнение заказчиком предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок

1. Обоснование и обоснованность закупок

2. Нормирование

3. Обоснование цены

4. Применение заказчиком мер ответственности

5. Соответствие товаров, работ, услуг условиям контракта

6. Своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета

7. Соответствие использования приобретенного товара целям осуществления закупки

1. Соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенного в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденного и доведенного до заказчика

2. Соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок

Контроль закупок охватывает следующие этапы:

  • планирование, обоснование, обоснованность и нормирование закупок;
  • конкурсные процедуры, определение поставщика и заключение госконтракта;
  • исполнение государственного контракта.

Анализ контрольных полномочий, реализуемых на указанных этапах, выявил тесные взаимосвязи процедурного и финансового контроля (рисунок 1).

Как мы видим на рисунке 1, финансовый контроль осуществляется на стадиях планирования (ценообразования) закупок и исполнения контрактов; процедурный — на этапе конкурсных процедур. Таким образом, процедурный контроль прерывает финансовый, который на стадии планирования и ценообразования закупок носит предварительный характер, а на стадии исполнения контрактов — как текущий, так и последующий. Однако самостоятельность данных видов контроля и их реализация различными органами власти показывает наличие таких проблем, как:

  • разрозненность элементов системы контроля;
  • перегрузка процесса контроля избыточными процедурами;
  • несогласованность требований контролеров;
  • избыточная нагрузка на участников закупки;
  • разрыв полноты информации о размещении государственного заказа на всех его стадиях, что затрудняет выявление причин и условий, влияющих на результативность и экономность закупок и, как следствие, исполнение бюджета.

Обозначенные проблемы повышают риски недостижения основных целей функционирования системы контроля: соблюдение законности, обеспечение экономности и результативности.

Новый подход

В Санкт-Петербурге применен процессный подход к контролю в сфере закупок путем совмещения финансового и процедурного видов контроля в Комитете государственного финансового контроля Санкт-Петербурга. Это обеспечивает полноту анализа и оценки результатов финансового и процедурного контроля.

Реализуя одновременно полномочия по финансовому и процедурному контролю в сфере закупок, комитет с 2016 года внедрил в практику непрерывный контроль, другими словами — сопровождение контрактов

Таким образом, Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга в настоящее время является:

  • во-первых, органом внутреннего государственного финансового контроля (реализует финансовый контроль);
  • во-вторых, органом государственной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (реализует процедурный контроль).

Реализуя одновременно полномочия по финансовому и процедурному контролю в сфере закупок, комитет с 2016 года внедрил в практику непрерывный контроль, другими словами — сопровождение контрактов. В соответствии с утвержденным планом контролируются:

  • правомерность выбора способа осуществления закупок;
  • создание конкурсной комиссии;
  • соблюдение требований к обоснованию и обоснованности закупок;
  • соблюдение правил нормирования в сфере закупок;
  • обоснование Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
  • соответствие содержания извещений требованиям законодательства;
  • соответствие документации о закупках требованиям законодательства и содержанию извещений о закупках;
  • правомерность допуска участников к участию в конкурсах;
  • правомерность порядка и результатов определения победителей;
  • применение заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Новационный подход позволил наряду с двумя видами контроля в сфере закупок реализовывать одновременно и третий — контроль в сфере бюджетных правоотношений — и, таким образом, охватить в целом весь процесс: от планирования и ценообразования закупок до обеспечения законности исполнения бюджета, экономности и результативности использования средств на госзакупки (рисунок 2).

Важно

Переход к глубокому системному контролю размещения государственного заказа приводит к оптимизации затрат на его осуществление и позволяет отслеживать реализацию приоритетов развития вначале на стадии обоснования объемов финансирования конкретного мероприятия, затем на стадии заключения контрактов и в ходе их исполнения.

Несмотря на то что контроль теперь носит комплексный характер, он не сосредоточен только на фиксации нарушений и привлечении к ответственности, приоритетом является предварительный контроль — своевременное исключение отклонений при анализе проектов контрактов, конкурсной документации, технических заданий, формирования начальных цен. Такого рода превентивный контроль позволяет не допускать большую часть нарушений.

Проведение такого контроля в совокупности с проверкой расходования бюджетных средств в конечном итоге служит целям обеспечения принципа экономности и результативности.

Необходимо отметить, что на всех стадиях контроля на основе анализа информации о выявляемых недостатках, рисках принимаются меры по устранению их причин и условий, вырабатываются рекомендации и предложения по совершенствованию процесса.

Практика контрольной деятельности Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга за 2015–2016 годы и достигнутые за это время результаты указывают на целесообразность и необходимость применения комплексного контроля в сфере закупок, о чем также позволяет судить достижение Санкт-Петербургом опережающих показателей в сфере внутреннего государственного финансового контроля, отраженных в докладе Министерства финансов РФ за 2016 год.