Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Проблемы определения и контроля Н(М)ЦК

 28.02.2017    Внешний контроль    № 1 • 2017    54409
Проблемы определения и контроля Н(М)ЦК

«Любой контроль без контроля предварительного — дело мертвое», — отмечал еще создатель системы государственного финансового контроля России В. А. Татаринов. Аудит в сфере закупок предполагает контроль не только постфактум, но и на этапе планирования закупок.

Игорь Игоревич ЕГОРОВ,
председатель Счетной палаты Ульяновской области


В Ульяновской области по предложению региональной Счетной палаты для проведения предварительного контроля крупных закупок за счет средств областного бюджета в 2014 году была создана Межведомственная комиссия по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (далее — Комиссия). Руководит работой Комиссии первый заместитель губернатора, заместителем председателя Комиссии является директор Департамента внутреннего государственного финансового контроля Ульяновской области. В состав Комиссии вошли уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области, заместитель министра финансов, директор департамента государственных закупок Минэкономразвития области, представитель региональной Общественной палаты. Заседания Комиссии проходят еженедельно.

Во избежание траты времени на мелкие вопросы Комиссия анализирует только наиболее значимые закупки:

  • приобретение в государственную собственность Ульяновской области объектов недвижимости, товаров, работ и услуг, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей;
  • выполнение работ по строительству и реконструкции объектов недвижимого имущества, находящегося в областной собственности;
  • капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, если Н(М)ЦК составляет более 3 миллионов рублей. В сфере дорожного строительства минимальный порог Н(М)ЦК для рассмотрения закупки Комиссией установлен в 5 миллионов рублей.

В обязательном порядке рассматриваются все контракты на сумму более 10 миллионов рублей.

Комиссия прежде всего уделяет внимание обоснованности расчета начальной (максимальной) цены контракта, а также таким вопросам, как:

  • целесообразность приобретения данных товаров и услуг в конкретный временной период;
  • наличие лимитов на приобретение товаров и услуг на дату заседания Комиссии;
  • анализ технико-экономического задания.

В регионах цены различаются

Перед заседанием сотрудники Департамента внутреннего государственного финансового контроля области проверяют обоснованность Н(М)ЦК. При обосновании Н(М)ЦК на практике чаще всего используется метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Первоначально при анализе обоснованности Н(М)ЦК, как правило, контролеры сравнивали коммерческие предложения, которые были взяты в расчет Н(М)ЦК, с ценами, заявленными на сайтах потенциальных поставщиков (с учетом расходов по доставке товара до заказчика, а в случаях закупки сложного оборудования дополнительно учитывалась стоимость монтажа и запуска оборудования). Начиная с 2015 года для проверки обоснованности Н(М)ЦК используется информация ЕИС об исполненных контрактах на приобретение данных товаров и услуг за последние шесть месяцев в субъектах, входящих в состав Приволжского федерального округа. Несомненно, такой подход является более объективным. При этом, однако, часто выявляются «разброс и шатание» в ценах и внутри федерального округа, и по стране в целом.

В качестве примера хотел бы привести таблицу цен на товар медицинского назначения «Балонный катетер низкого давления Powerline», сформированную по информации портала zakupki.gov.ru.

Таблица

Регион заказчика

Дата заключения контракта

Цена за единицу, руб.

Санкт-Петербург

18.08.2015

9000

Республика Адыгея

24.08.2015

10 248

Красноярский край

17.09.2015

10 000

Республика Марий Эл

22.09.2015

15 000

Санкт-Петербург

29.09.2015

8860

Курганская область

29.10.2015

8000

Как видим, цены на один и тот же товар де-факто различались почти в два раза по контрактам, заключенным в течение 70 дней в разных регионах страны. Немаловажное обстоятельство: в этот период времени курс рубля оставался стабильным. И этот пример — далеко не единственный.

В соответствии с перечнем

В Ульяновской области в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности составлен перечень, включающий около 50 видов товаров и услуг. Это автомобили, медицинское оборудование, уголь, бензин, оргтехника и др. Для каждого из видов товаров и услуг установлен размер минимальной суммы, начиная с которой вопрос о приобретении должен рассматриваться на заседании Комиссии по повышению эффективности закупок.

Введение референтных цен облегчит контроль

Как известно, Минэкономразвития России подготовило в 2016 году проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Идет процедура его общественного обсуждения. Законопроект предусматривает использование референтных цен для определения Н(М)ЦК. Согласно этому документу "референтная цена товара, работы, услуги — это цена единицы товара, работы, услуги, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированная на основании данных о ценах на такие товары, работы, услуги по ранее заключенным контрактам, исполненным без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней), содержащихся в единой информационной системе... Референтная цена товара, работы, услуги рассчитывается автоматически с применением программно-аппаратного комплекса единой информационной системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации... Референтная цена товара, работы, услуги, применение которой предусмотрено нормами настоящего Федерального закона, применяется в случае ее наличия в единой информационной системе, подтвержденного средствами единой информационной системы«[1].

Таким образом, референтная цена будет рассчитываться на основании цен товаров, работ, услуг, полученных по результатам проведения конкурентных процедур, с учетом экономии по сравнению с Н(М)ЦК с применением индекс-дефлятора, что позволит определить актуальную референтную цену по состоянию на месяц (день) ее расчета.

На наш взгляд, введение референтных цен существенно облегчило бы работу и при проверке обоснованности начальной (максимальной) цены контракта.

В аукционе — один участник

Качество определения Н(М)ЦК — важнейший фактор повышения эффективности государственных и муниципальных закупок. В 2016 году уполномоченный орган — департамент государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области объявил о проведении в общей сложности 7256 аукционов на общую сумму 14,1 миллиарда рублей. При этом в 2270 случаях на аукцион заявился только один участник (общая сумма расторгованных контрактов составила 4,9 миллиарда рублей). То есть почти в 1/3 случаев начальная (максимальная) цена становилась ценой исполнения заключаемых контрактов. Схожая ситуация сложилась и во многих других субъектах РФ.

Что приводит к завышению цены?

Как было определено специалистами, работающими в составе Комиссии, к завышению Н(М)ЦК приводит следующее:

1

Заказчик использует при расчете Н(М)ЦК цены, содержащиеся в коммерческих предложениях цены, которые завышены по сравнению со среднерыночными.

2

Нередко в коммерческих предложениях потенциальных поставщиков, на основе которых была рассчитана Н(М)ЦК, наименование и качественные характеристики товара не в полной мере соответствуют требованиям заказчика, указанным в технико-экономическом задании.

3

В коммерческих предложениях различных поставщиков, используемых заказчиком для расчета Н(М)ЦК, предлагаемые товары не являются полностью взаимозаменяемыми по функциональным возможностям.

Нередко в коммерческих предложениях потенциальных поставщиков наименования таких товаров, как, например, «программно-индикаторные тренажерные комплексы для учреждений образования»; «комплексы для мультиплексного молекулярного анализа для учреждений здравоохранения», обозначены обобщенно, без расшифровки перечня компонентов, входящих в состав этих комплексов. Если же расшифровка перечня компонентов подобных комплексов все же приводится, то их стоимость не указывается, что делает невозможным перепроверку Н(М)ЦК. Комиссия при рассмотрении вопросов о закупке таких объектов в обязательном порядке привлекает для участия в своих заседаниях технических экспертов.

4

Не раз выявлялись случаи, когда характеристики товара, предусмотренные в технико-экономическом задании, были явно прописаны заказчиком под «своего» поставщика.

5

Комиссия часто сталкивается с тем, что коммерческие предложения, которые берутся в расчет Н(М)ЦК, поступили от аффилированных поставщиков, имеющих одних и тех же учредителей и/или директоров. При этом, как показывает практика, в большинстве случаев использование для определения начальной (максимальной) цены коммерческих предложений от аффилированных юридических лиц ведет к ее завышению по сравнению со среднерыночной ценой.

например

В приложении к технико-экономическому заданию на закупку угля для одного из областных учреждений в 2015 году в колонке «Требования к техническим характеристикам» были указаны избыточные характеристики, не предусмотренные требованиями ГОСТа к каменному углю: низшая и высшая теплота сгорания угля, влажность. При этом если ГОСТом для каменного угля марки «Д» предусмотрена зольность «не более 29%», то в приложении был прописан потолок в 10%. Проверив предыдущие закупки этого заказчика, членам Комиссии по повышению эффективности осуществления закупок оказалось нетрудно определить коммерческое предложение потенциального «победителя» конкурса на закупку угля. Только в этом предложении был обозначен уголь с явно избыточными характеристиками по сравнению с ГОСТом, но подходящими под требования технико-экономического задания.

Проверить потенциальных поставщиков на аффилированность можно с помощью базы данных Федеральной налоговой службы, размещенной в свободном доступе на сайте nalog.ru. Используются для этого и некоторые коммерческие программные продукты. Прямых запретов на использование коммерческих предложений от аффилированных лиц для расчета Н(М)ЦК на сегодняшний день в нормативных актах нет. Однако в результате их применения существует опасность завышения окончательной цены контракта, и она достаточно вероятна.

На наш взгляд, было бы целесообразно внести дополнение в Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденные приказом Минэкономразвития России № 567, в части введения ограничений на использование коммерческих предложений аффилированных юридических лиц для расчета Н(М)ЦК.

Результат деятельности

Деятельность Комиссии обеспечивала в 2015 и в 2016 годах снижение первоначально заявленной заказчиками Н(М)ЦК в совокупности на десятки миллионов рублей. Только в 2016 году это снижение составило более 116 миллионов рублей. При этом Комиссия не допустила до торгов четыре заявки на проведение электронных аукционов, признав их необоснованными (неэффективными).

Аналогичные комиссии созданы в городах Ульяновске и Димитровграде, а также во всех муниципальных районах области. При этом в муниципальных районах комиссии рассматривают вопросы формирования Н(М)ЦК по более расширенному перечню товаров и услуг. Опыт Ульяновской области в этом вопросе, несомненно, может быть интересен и для других субъектов Российской Федерации.



[1] regulation.gov.ru/projects.