Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Особенности аудита в строительной сфере

 01.03.2017    Внешний контроль    № 1 • 2017    737
Особенности аудита в строительной сфере

При оценке правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на капитальное строительство необходим анализ не только полноты освоения доведенных бюджетных ассигнований с учетом принятых расходных обязательств, но и состояния строительной готовности объекта, качества выполненных строительно-монтажных работ и их соответствия утвержденной проектной документации.

Александр Викторович ПАРАМОНОВ,
начальник инспекции Контрольно-счетной палаты Москвы, кандидат экономических наук

Строительство является отраслью материального производства, в результате которого создаются основные фонды для всех прочих отраслей народного хозяйства. Во-первых, это первая и ключевая особенность строительной отрасли, то есть как результат процесса строительства мы имеем физический объект со строго определенными параметрами — технико-экономическими показателями.

Во-вторых, сам процесс строительства достаточно полно регламентирован и документирован. В соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы осуществляется архитектурно-строительное проектирование, оформление необходимой градостроительной и разрешительной документации, государственная экспертиза проекта, определение стоимости проектирования и строительства, выполнение строительно-монтажных работ, приемка и оплата выполненных работ, ввод объекта в эксплуатацию и передача его на баланс эксплуатирующей организации.

Знание соответствующих требований, в том числе технического характера, является необходимым при осуществлении государственного финансового контроля (аудита) в отношении объектов капитального строительства. На практике, в том числе если судить по опыту Контрольно-счетной палаты Москвы, это нашло отражение при определении квалификационных требований к инспекторскому составу. При осуществлении внешнего финансового контроля (аудита) помимо финансистов востребованы также специалисты, имеющие строительное образование или опыт работы в строительных организациях.

Важно

Следует отметить, что знание технических регламентов, строительных норм и правил, вопросов ценообразования в строительстве важно не только при аудите расходов на реализацию адресной инвестиционной программы города Москвы. В составе расходов большинства главных распорядителей бюджетных средств предусмотрены затраты на проведение ремонтных работ, принципы аудита которых во многом идентичны аудиту капитальных расходов.

Выездные мероприятия

Определение в проектной документации технико-экономических показателей объекта строительства, с одной стороны, упрощает проверку исполнения государственных контрактов на выполнение генподрядных работ — контракт можно считать исполненным, если здание, сооружение построено и введено в эксплуатацию. С другой стороны, для подтверждения факта соответствия построенного объекта утвержденной проектной и исполнительной документации, оценки качества выполненных строительно-монтажных работ помимо традиционной камеральной проверки документов возникает необходимость осуществлять выездные контрольные мероприятия непосредственно на объекте строительства. В Контрольно-счетной палате Москвы эта работа регламентирована локальными нормативными правовыми актами, в том числе методическими рекомендациями по организации и проведению выездных контрольных мероприятий на объектах капитального строительства.

Количество ежегодно проводимых выездных проверок и их результативность свидетельствуют о важности соответствующего направления работы при осуществлении финансового контроля (аудита) (таблица).

Таблица. Количество проверенных объектов и проведенных выездных контрольных мероприятий на объектах капитального строительства в 2014–2016 гг.

Показатель

2014

2015

2016

Количество проверенных объектов (главных распорядителей бюджетных средств, заказчиков)

10

7

8

Количество проведенных выездных проверок на объектах капитального строительства, ремонта

70

206

217

Практическое значение

Полученная в результате выездного контроля информация позволяет подтвердить (или опровергнуть) отчетные данные органов исполнительной власти о вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, оценить объемы и качество выполненных работ.

Также оценке подлежит фактическое использование построенных зданий, сооружений в соответствии с их функциональным назначением, так как нередки случаи, что готовые к эксплуатации объекты, оснащенные необходимой техникой, мебелью, инвентарем, на протяжении длительного времени не эксплуатируются. Соответственно, возникают вопросы качества планирования, целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств при отсутствии потребности в соответствующих объектах.

По результатам выездных проверок на основании представлений Контрольно-счетной палаты Москвы принимаются управленческие решения по отзыву неправомерно выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, завершению строительства, корректировке проектной документации, переделке некачественно выполненных работ, возмещению причиненного городу Москве ущерба в случаях оплаты фактически не выполненных работ.

Оптимальный состав рабочей группы

Оптимальным можно назвать состав рабочей группы при проведении контрольных мероприятий, состоящий из:

  • руководителя рабочей группы, имеющего предельно широкую компетенцию во всех вопросах проверки;
  • инспектора с высшим финансовым образованием, с опытом работы в сфере бухгалтерского, бюджетного учета;
  • инспектора с высшим строительным образованием (например, специальность промышленное и гражданское строительство), с опытом работы в службе заказчика, подрядной организации;
  • инспектора с высшим строительным образованием, с опытом работы инженером-сметчиком, проектировщиком.

Формы и методы контроля выездных проверок

Для подтверждения качества и объемов выполненных работ при проведении выездных проверок используются следующие формы и методы контроля:

  • визуальный осмотр объекта капитального строительства в целом и отдельных элементов конструкции, который позволяет оценить степень строительной готовности объекта, выявить некачественно выполненные работы. При наличии технической возможности осуществляется частичное вскрытие, разбор отдельных элементов конструкции;
  • проверка работоспособности оборудования, машин и механизмов. По возможности осуществляется пробный пуск смонтированного оборудования, прошедшего пусконаладку;

например

По проекту конструктивные слои покрытия дорожной одежды выполняются из мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа «А» марки I толщиной 40 миллиметров, подстилающий слой — из крупнозернистой горячей асфальтобетонной смеси марки II толщиной 60 миллиметров. Инструментально-техническое обследование объекта в ходе выездного контрольного мероприятия позволило установить, что нижний слой асфальтобетонного покрытия выполнен из асфальтовой крошки — вторичного строительного сырья, образовавшегося в процессе фрезерования устаревшего асфальтобетонного покрытия, что не соответствует проекту. Фактическая толщина верхнего слоя асфальтобетонного покрытия составляла 18 миллиметров, что также не соответствовало проекту.

Лабораторный анализ показал, что:

  • водонасыщение в образцах из отобранных кернов в трех из пяти образцов не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2009[1] (п. 5.1.4);
  • коэффициент уплотнения верхнего слоя покрытия в трех из пяти образцов не соответствует требованию СНиП 3.06.03-85[2] (п. 10.41);
  • по зерновому составу асфальтобетон не соответствует требованиям проекта и ГОСТ 9128-2009, предъявляемым к плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа «А».

Приемка и оплата выполненных работ по устройству асфальтобетонного покрытия произведена с нарушением проекта, условий государственного контракта, технических регламентов, строительных норм и правил. Некачественно выполненное асфальтобетонное покрытие требует замены.

  • инструментальный контроль объемов и качества выполненных строительно-монтажных работ. Метод включает контрольную геодезическую съемку, контрольные обмеры, георадиолокационные обследования, шурфление, отбор проб и образцов и другие методы контроля, выполняемые с применением специального инструмента и оборудования собственными либо привлеченными силами;
  • лабораторный контроль. Осуществляется привлеченными силами (специализированными лабораториями) с целью подтверждения соответствия качественных характеристик используемых строительных материалов указанным в предоставленных производителями сертификатах. Лабораторные методы контроля применяются в отношении бетона, арматуры, асфальтобетона, брусчатки, кирпича, сталепрокатной продукции, материалов кровли и иных строительных материалов и изделий;
  • фотофиксация объекта строительства в целом, отдельных конструктивных элементов, оборудования, визуально выявленных недостатков и нарушений при осуществлении строительно-монтажных работ.

например

В соответствии с проектом осуществляется устройство подъездной дороги, тип покрытия дороги — железобетонные плиты 2П130.18-30 на песчаном основании толщиной 0,5 метра.

Проведенное на объекте георадиолокационное обследование конструкции дорожной одежды позволило установить, что фактическая толщина песчаного дорожного основания составила от 0,03 до 0,46 метра, в отдельных местах оно практически отсутствовало; вертикальная планировка земляного полотна не проводилась, а песчаное основание дорожной одежды распределялось по существующим отметкам рельефа без уплотнения.

Приемка и оплата выполненных работ по рассматриваемому объекту произведена в завышенном объеме с нарушением проекта и условий государственного контракта.

Решение о проведении инструментального и лабораторного методов контроля принимается индивидуально в случаях:

  • наличия информации (например, от правоохранительных органов) об использовании строительных материалов, качество которых требует подтверждения;
  • отсутствия необходимой исполнительной документации (актов скрытых работ, приемки ответственных конструкций, сертификатов на строительные материалы);
  • выявления в ходе выездного контрольного мероприятия работ, выполненных в меньшем объеме, чем предусмотрено проектной документацией, актами о приемке выполненных работ, либо строительных дефектов, свидетельствующих о низком качестве строительных материалов или низком качестве работ.

***

В статье приведены примеры, которые наглядно иллюстрируют возможность и необходимость использования при осуществлении финансового контроля (аудита) технических средств инструментального и лабораторного контроля. Интерпретация полученных результатов (технических заключений) позволяет оценить стоимость фактически выполненных работ, размер неправомерно произведенных расходов на оплату невыполненных либо некачественно выполненных работ и является основанием для подготовки представлений о возмещении причиненного ущерба.



[1] ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон».

[2] СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».