Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

ВФА должен стать действенным инструментом руководителя

 02.03.2017    На первом уровне контроля    № 1 • 2017    Мартыненко С. В.    57051
ВФА должен стать действенным инструментом руководителя

Об организации системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и методологических пробелах, наличие которых не всегда позволяет выстроить четкую систему ведомственного контроля, рассказывает начальник контрольно-ревизионного управления ФАНО России Андрей Юрьевич ПЕТРОВ.

— Андрей Юрьевич, один из трендов развития системы финансового контроля страны — это усиление роли и значимости внутреннего финансового контроля. Вы согласны с утверждением экспертов, что ВФК должен стать основой системы? Как организован ВФК в ФАНО и его территориальных органах и подведомственных организациях?

— Идея создания внутреннего контроля стала обсуждаться уже сравнительно давно. Значимость финансового контроля в современной системе хозяйствования и направления его развития были определены еще в Лимской декларации руководящих принципов контроля (1977 год), а также в декларации 2002 года принципов деятельности контрольно-счетных органов РФ, которые впоследствии нашли свое отражение в Бюджетном кодексе. С развитием и укреплением системы государственного финансового контроля должна одновременно укрепляться и развиваться система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей бюджетных средств.

Выход постановления Правительства РФ № 193 (март 2014 года) по времени почти совпал с периодом образования нашей организации — Федеральное агентство научных организаций было создано в конце 2013 года. Получается, что мы с момента своего образования имели базовые документы, согласно которым и начали строить единую систему внутреннего финансового контроля и аудита. Ее прообразом были текущий и последующий контроль главного распорядителя бюджетных средств: первый — на уровне финансово-экономического управления, управления бухгалтерского учета и отчетности, а последующий контроль — в рамках работы контрольно-ревизионного управления.

Сейчас текущий и предварительный финансовый контроли перешли во внутренний финансовый контроль, а последующий контроль — в аудит, но не полностью. В положении каждого главного распорядителя, в том числе и ФАНО, записано, что мы осуществляем проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования федерального имущества подведомственной организации. То есть у нас помимо блока чисто финансового контроля еще есть блок проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования федерального имущества. Более того, постановление Правительства РФ № 89 обязывает главного распорядителя проверять еще и закупки. Есть ряд документов, которые обязывают учредителя проверять подведомственную сеть. Таким образом, система организации контрольной работы ФАНО состоит из трех блоков:

  • блока внутреннего финансового контроля;
  • блока внутреннего финансового аудита;
  • блока комплексных и тематических ревизий и проверок деятельности подведомственных организаций.

Что касается двух последних блоков, то за них и организационно, и методически отвечает контрольно-ревизионное управление. Ответственность за внутренний финансовый контроль распределяется на несколько управлений. К примеру, контроль за исполнением внутренних бюджетных процедур прежде всего осуществляют экономические службы. Это финансово-экономическое управление, управление бухгалтерского учета и отчетности и еще ряд управлений, которые завязаны на осуществление таких бюджетных процедур, как формирование государственных заданий подведомственным организациям и выделение им субсидий на их осуществление.

За проверки соблюдения подведомственными организациями финансово-бюджетного законодательства отвечает контрольно-ревизионное управление.

Кроме того, контрольно-ревизионное управление отвечает за формирование сводного плана всех проверок, которые проводятся в агентстве. Одновременно мы отвечаем за подготовку сводного плана аудиторских проверок и всей соответствующей документации. Кроме того, участвуем в проведении самих проверок, ведомственного финансового контроля, в том числе за использованием подведомственными организациями бюджетных средств. Наша задача также — формирование общей отчетности о контрольных мероприятиях.

— В соответствии с методическими рекомендациями Минфина России по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными в декабре прошлого года, последний должен быть организован в том числе на таких принципах, как объективность, независимость и эффективность. Каким образом соблюдаются эти принципы при организации аудита в ФАНО?

— При реализации аудиторской функции мы работали и работаем в тесном контакте с департаментом бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России. Департамент провел множество семинаров-совещаний, вебинаров, анкетирований и запросов, и результатом этой работы стал декабрьский приказ Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822, утвердивший новые методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Если говорить о содержащихся в нем принципах, то принципы независимости и объективности реализуются в результате того, что аудиторские проверки в ФАНО проводятся аудиторскими комиссиями, комплектующимися из числа уполномоченных должностных лиц подразделений центрального аппарата финансово-экономического, контрольного и юридического блоков. При этом для исключения конфликта интересов приказом ФАНО России установлено, что членом комиссии не может быть должностное лицо подразделения, выполняющего финансовый контроль за проверяемой бюджетной процедурой.

Принцип эффективности реализуется при подготовке плана аудиторских проверок на соответствующий год, когда осуществляется оценка достижения возможного результата (по соответствующей шкале критериев) в сопоставлении с затратами ресурсного обеспечения этих проверок. Вопросы планирования, методического обеспечения проверок и сбора соответствующей отчетности возложены на отдел организации внутреннего финансового аудита нашего управления. Сотрудники этого отдела (по штату это шесть человек вместе с начальником и заместителем начальника управления) входят также в состав аудиторских комиссий по проверкам. Для усиления контроля за реализацией вышеназванных принципов при руководителе ФАНО России действует Совет по организации контрольно-ревизионной деятельности, внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту. Данный орган рассматривает все вопросы, связанные с планированием проверок и их проведением, результатами и принимаемыми мерами по устранению выявленных нарушений.

Кстати хочу отметить, что в 2016 году в агентстве на базе информационной системы «ИС управления контрольно-ревизионной деятельностью и организации финансового контроля ФАНО России» разработан модуль «Осуществление внутреннего финансового аудита (планирование, проведение, учет и анализ аудиторских проверок) в Федеральном агентстве научных организаций». Модуль позволяет автоматизировать весь процесс по осуществлению внутреннего финансового аудита, начиная с этапов планирования, проведения аудиторских проверок, оформления результатов внутреннего финансового аудита до формирования отчетности по результатам проведенных аудиторских проверок.

Опытная эксплуатация указанного модуля пройдет в рамках аудиторских проверок, запланированных на 2017 год.

— Применяется ли риск-ориентированный подход при планировании аудиторских проверок?

— В 2015–2016 годах было проведено 11 аудиторских проверок в основном по оценке степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении девяти бюджетных процедур. Когда мы составляли планы на 2015 и 2016 годы, риск-ориентированный подход не был определяющим. Прежде всего на тот момент мы исходили из того, какой имеем трудовой ресурс и что можем сделать, используя его. Агентство только что создалось, и подобрать нужные кадры было достаточно сложно, особенно в наше управление. При формировании плана на 2017 год мы кадрово и методически окрепли и уже широко использовали риск-ориентированный подход. В план включено восемь проверок по всем трем направлениям аудита, а именно:

  • оценка степени надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в агентстве, территориальных органах ФАНО, федеральных казенных учреждениях, подведомственных агентству, и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов РФ;
  • подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

Кроме того, мы постарались учесть все узкие места, выявленные в ходе предыдущих проверок. Определили бюджетные процедуры, по которым у нас недостаточно эффективно проводился внутренний контроль или не проводился вообще. В объекты проверок мы включили прямых получателей бюджетных средств, то есть намерены не только проверять подразделения центрального аппарата, но и выходить на места. И один из основных критериев, который использовался при формировании плана на 2017 год, — это объем бюджетного финансирования.

— Насколько вам помогли в работе вышедшие в декабре прошлого года методические рекомендации Минфина России? Все ли проблемы сняты или остались еще какие-то неясные вопросы?

— Следует отметить, что методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита способствуют формированию единого подхода к его проведению. Так, например, установлены критерии при формировании перечня тем аудиторских проверок в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств. Также определены вопросы, изучаемые в ходе аудиторских проверок для оценки надежности внутреннего финансового контроля и в целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности такого контроля. И наконец, указываются основания для выводов о степени надежности внутреннего финансового контроля. Также значительно конкретизированы вопросы проверок и других направлений аудита и даны подробные рекомендации по оценке результатов этих проверок. На последнем заседании совета мы приняли решение учесть рекомендации Минфина России в ходе этих проверок уже в этом году.

Но есть два момента, которые необходимо методологически усилить. Внутренний финансовый аудит является своего рода дополнительным независимым источником информации для руководителя о состоянии дел в ведомстве, в частности в ФАНО, и позволяет принимать управленческие решения, направленные на улучшение деятельности и повышение эффективности работы агентства в целом. Внутренний финансовый аудит — это инструмент руководителя.

Однако необходимо отметить, что получаемая информация не должна быть ограничена результатами контроля за соблюдением Бюджетного кодекса, оценкой эффективности внутреннего финансового контроля, подтверждением достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов РФ. Необходимо проводить широкий управленческий контроль, в рамках которого оценивать, как исполняется закупочное, трудовое, градостроительное, жилищное, имущественное и другие направления действующего законодательства подведомственными организациями и уполномоченными структурными подразделениями главного администратора бюджетных средств. Это позволит органам исполнительной власти осуществлять на основе единой методологии и общего (внутри ведомства) правового регулирования внутренний аудит всех хозяйственных и финансовых операций. В совокупности все виды этого так называемого внутреннего аудита призваны оценить эффективность результатов деятельности органа исполнительной власти, в том числе результатов реализации государственных программ и принятых этим органом мер внутреннего контроля.

В определенной степени это уже происходит в реальной жизни, в частности имеет место в ФАНО России. Я уже говорил, что наряду с аудиторскими проверками мы осуществляем комплексные и тематические ревизии и проверки финансово-хозяйственной и финансово-бюджетной деятельности, имущества, научной и медицинской деятельности и ряд других.

Это наглядно показывают итоги 2016 года. Структурными подразделениями центрального аппарата Федерального агентства научных организаций и его территориальными управлениями проведено 392 проверки, в том числе 78 комплексных, 45 контрольных и 269 тематических проверок (проверок финансово-бюджетной и финансово-хозяйственной деятельности — 47, использования федерального имущества — 163, проверок соблюдения законодательства РФ в сфере ядерной и радиационной безопасности — 17, проверок по использованию и распоряжению земельными участками — 10, проверок осуществления закупочной деятельности — 23, осуществления научной деятельности — 5, соблюдения законодательства в части строительно-монтажных работ — 2, проверок деятельности в области мобилизационной подготовки — 2)

Я считаю, что определение роли и места всех этих проверок требует дополнительного методологического обеспечения Минфина России. Надеюсь, что это будет сделано в рамках работы создаваемого при нем совета по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и финансового менеджмента.

Необходимо также более четко прописать в методических рекомендациях и то, являются ли объектами аудиторских проверок получатели средств субсидий. Пока они подпадают под аудит лишь в случае проведения проверки надежности системы внутреннего финансового контроля за предоставлением субсидий и обеспечения соблюдения целей и порядка их предоставления со стороны уполномоченных подразделений главного администратора бюджетных средств.

— Что еще, по вашему мнению, мешает четкой организации внутреннего финансового аудита?

— Работа по осуществлению внутреннего аудита должна быть значимой, престижной, и только тогда будут достигнуты поставленные цели и задачи. Крайне важно организовать базовую подготовку работников, осуществляющих внутренний аудит, их переподготовку, ежегодное повышение квалификации. На этом же этапе должны быть разработаны и утверждены критерии оценки внутренних аудиторов с учетом выбранной организационной структуры внутреннего аудита, разработаны и внедрены программы обучения, повышения квалификации и переподготовки внутренних аудиторов и специалистов по осуществлению внутреннего контроля.

Сотрудники, осуществляющие внутренний финансовый аудит, должны соблюдать профессиональные стандарты аудита по аналогии с независимыми аудиторами, работающими на рынке. В их разработке мы также ждем помощи от Минфина России и Федерального казначейства, курирующих аудиторскую деятельность.