Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Не злоупотребить правом

 06.03.2017    Корпоративный контроль    № 1 • 2017    542
Не злоупотребить правом

Практика проведения закупок в России указывает на то, что заказчики, работающие в рамках Федерального закона № 223‑ФЗ, злоупотребляют правом осуществлять закупки у единственного поставщика. Так, по данным единой информационной системы, около половины заказов осуществляются у единственного источника1, что в свою очередь вызывает необходимость законодательного ограничения перечня закупок, совершаемых на неконкурентной основе.

Алексей Викторович ХАРИТОНОВ,
заместитель начальника ГУП «Московский метрополитен», начальник контрактной службы

Постановлением Правительства Москвы от 5 июля 2013 года № 441-ПП «Об утверждении Перечня дополнительных требований к Положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов, государственных автономных и бюджетных учреждений города Москвы» был предусмотрен закрытый перечень оснований закупок у единственного поставщика (20 случаев). Вместе с тем из-за отраслевой специфики большинства предприятий для них оставлена возможность установления дополнительных случаев закупок у единственного поставщика.

Так, Положение о закупках ГУП «Московский метрополитен» (утвержденное приказом от 23 августа 2013 года № 1588 с учетом внесенных изменений) предусматривало 39 таких случаев. После издания приказа Департамента городского имущества города Москвы, Главного контрольного управления города Москвы и Тендерного комитета города Москвы от 14 апреля 2015 года № 72/38/70-01-43/15 «Об утверждении Типового положения о закупках» Положение о закупках в действующей редакции предусматривает 29 случаев закупок у единственного источника.

Нормы закона

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Одним из таких способов является закупка у единственного поставщика.

Частью 1 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ преду­смотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационной открытостью закупки; равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевым и экономически эффективным расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацией мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

например

В рамках деятельности по распространению проездных билетов Московский метрополитен, размещая публичную оферту на официальном сайте, выражает свою готовность закупать агентские услуги по распространению и записи билетов у любого лица (кредитной организации), согласного на условия оферты. При этом перечень таких агентов ничем не ограничен и сам метрополитен заинтересован в его расширении. Однако агентские услуги также подпадают под понятие закупочной деятельности. Но в этом случае конкурентная среда отсутствует, поскольку условия неизменны для всех участников рынка и договоры одновременно могут быть заключены с любым количеством желающих. Проведение в данном случае конкурентной процедуры бессмысленно.

Нецелесообразность торгов

Руководствуясь вышеизложенными принципами, необходимо сделать вывод о том, что закупки у единственного источника должны быть обусловлены нецелесообразностью проведения конкурентных процедур. Например, при наличии единственно возможного исполнителя по договору, либо в случае, когда проведение процедуры невозможно в силу срочной необходимости в товарах, работах, услугах (для ликвидации аварий), либо в ситуациях, когда имеются иные обоснованные причины закупки у единственного источника (например, при закупках у естественных монополий при установлении цен тарифным методом). В силу специфики деятельности Московского метрополитена (ограниченности специализированных рынков) были предусмотрены, например, такие закупки у единственного источника, как аренда земельных участков для строительства, запись проездных билетов ПАК ЦОТТ (программно-аппаратный комплекс центра обработки транспортных транзакций) и т. д.

И в каждом случае заключения договоров по закупке у единственного источника доказана нецелесообразность проведения конкурентных процедур. Статистика соотношения конкурентных процедур и закупок у единственного источника подтверждает тот факт, что Московский метрополитен использует свое право не выходить на торги в разумных пределах[1]. За почти три года (2014—III квартал 2016 года) — менее 2% от общей суммы договоров, включая договоры по закупкам водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, приходится на договоры, заключенные не по результатам конкурентных процедур. Также следует отметить, что из числа проведенных конкурентных процедур не было проведено ни одной закрытой процедуры, хотя метрополитен является режимным объектом.

Таким образом, специфика предприятия, обуславливающая в некоторых случаях закупки у единственного источника, при правильном подходе к организации закупочной деятельности не оказывает критичного влияния на конкуренцию, позволяет эффективно использовать денежные средства, не расходуя ресурсы на проведение бессмысленных в ряде случаев конкурентных процедур.

Необходимо отметить, что малый объем закупок на бесконкурентной основе связан в том числе с существующей жесткой системой контроля исполнения требований локальных правовых актов ГУПа, жестко регламентирующих порядок их осуществления.

Порядок осуществления закупок у единственного источника

1. Возможность каждой закупки у единственного источника в каждом конкретном случае должна быть согласована с начальником метрополитена.

2. Технические задания согласуются с рядом причастных подразделений (функциональным заказчиком, контрактной службой и специализированным подразделением в соответствии с предметом закупки).

3. Закупки стоимостью более 500 тысяч рублей проходят рассмотрение на ценовой комиссии ГУП «Московский метрополитен». Соответственно, цена таких договоров определяется с использованием Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы, утвержденных распоряжением Правительства Москвы от 16 мая 2014 года № 242-РП.

4. Закупки стоимостью менее 500 тысяч рублей проходят согласование в специализированном подразделении метрополитена — центре контроля финансово-хозяйственной деятельности и закупочных цен. Цена контракта в обязательном порядке должна определяться рыночным методом (минимальная цены по трем коммерческим предложениям и не превышающая цен, определенных по результатам конкурентных процедур).

5. Договоры, заключаемые в рамках инвестиционной программы, согласуются на заседании инвестиционного комитета Московского метрополитена. Обязательно предоставление технико-экономического обоснования сделок.

6. Каждая сделка проходит согласование финансово-экономической службы для подтверждения наличия финансовой возможности осуществления сделки.

7. Полный комплект документов предоставляется в контрактную службу для размещения в единой информационной системе не менее чем за пять дней до момента заключения договора.

например

У Московского метрополитена возникает объективная невозможность выбора иного контрагента по договору, например в случае аренды земельных участков под строительство. Планы строительства метро утверждены задолго до необходимости заключения договоров аренды, определение цены аренды также осуществляется на уровне локальных актов субъектов, и уже определенное место всегда принадлежит одному законному владельцу. Проведение конкурентной процедуры является априори нецелесообразным и приводит лишь к срыву сроков строительства.

Согласование внешними организациями

Кроме того, совершение сделок у единственного источника проходит согласования внешними организациями, в том числе:

1. Закупки стоимостью более 3 миллионов рублей согласуются Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

2. В случае если цена договора составляет от 50 миллионов рублей, она проходит экспертизу достоверности ее определения, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в государственном бюджетном учреждении города Москвы «Городское агентство управления инвестициями» либо в государственном автономном учреждении города Москвы «Московская государственная экспертиза».

3. Закупки стоимостью более 500 миллионов рублей согласуются мэром Москвы.

Таким образом, процесс осуществления закупок у единственного источника так же жестко регламентирован, как и конкурентная процедура, не является более простым в части формирования пакета документов. Это служит гарантией того, что уход от конкурентной процедуры не будет спровоцирован желанием снизить временные и трудовые затраты.

Регламентация необходима

Особенное место в закупочной деятельности, по нашему мнению, должен занимать контроль определения цены закупок, совершаемых на бесконкурентной основе. Ведь в случае завышения цены на конкурентной процедуре она может быть снижена участниками торгов, чего, к сожалению, не приходится ожидать при закупках у единственного источника.

В электронный магазин

В настоящее время ГУП «Московский метрополитен», продолжая совершенствовать систему закупок, планирует принять локальный правовой акт, предполагающий осуществление закупок у единственного источника стоимостью менее 500 тысяч рублей в электронных магазинах (ots‑market и т. д.) путем размещения оферт и получения предложений разных организаций. Данная система показала свою эффективность для заказчиков города Москвы. В рамках пилотного проекта осуществления таких закупок контрактной службой ГУП «Московский метрополитен» средний размер экономии составил 7%.

В заключение хотелось бы отметить, что закупки у единственного источника являются необходимой частью закупочной деятельности любой организации, особенно для предприятия с крупной производственной инфраструктурой. Для определения целесообразности осуществления закупок на бесконкурентной основе необходимым условием является учет специфики деятельности организаций в целях недопущения проведения бессмысленных и притворных конкурентных процедур. Злоупотребления со стороны заказчиков в рамках вышеуказанных закупок должны быть в первую очередь устранены не столько путем ограничения случаев таких закупок, сколько регламентацией процесса осуществления закупок, включая многоступенчатый процесс контроля закупок внутри и вне предприятия и приоритетный и жесткий контроль цены таких договоров.



[1] В рамках закупок стоимостью более 500 тысяч рублей.