Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Тенденции развития профессии

 07.03.2017    События    № 1 • 2017    5737
Тенденции развития профессии

Как будут развиваться профессии финансового контролера, аудитора, ревизора и бухгалтера в среднесрочной перспективе (до пяти лет) и в более отдаленном будущем? Этот вопрос сейчас часто задают и практикующие специалисты, и специалисты, которые занимаются образовательной деятельностью, подготовкой кадров, а также те, кто создает и обслуживает бухгалтерские (финансовые) программные продукты.


Наталья Михайловна ГУСЕВА,
директор Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», кандидат экономических наук

Процессы технического перевооружения и новые технологии все быстрее и быстрее внедряются в сферу работы учетного процесса. Необходимость исполнения функциональных обязанностей ревизора, аудитора, контролера, бухгалтера не исчезнет, но могут измениться формы и методы их осуществления.

Рассматривая данную тему, я не ставлю перед собой задачу успокоить контролеров, аудиторов, бухгалтеров и утвердить их во мнении, что аудит, контроль, бухгалтерский учет переживет эпохи, «смены формаций» и «будет вечно жив». Необходимо рассмотреть тенденции, заслуживающие пристального внимания в настоящем, чтобы понять, что ожидает эти профессии в будущем.

В условиях, когда мы наблюдаем высокий уровень огосударствления экономики, где частный сектор также выживает благодаря государственной поддержке, по идее можно было бы ожидать учета интересов различных общественных групп при планировании решений в области экономики и управления[1]. Очевидно, что применительно к обсуждаемой теме речь идет о многомиллионной армии людей — аудиторов, ревизоров, контролеров, бухгалтеров и других специалистов, ежедневно выполняющих свои трудовые обязанности. Какими выгодами можно оправдать потерю ими трудоустройства, заработка, социального положения?

Структура экономики и общества сложилась, и любые радикальные изменения в ней вызовут соответствующие масштабные социальные последствия и проблемы. Например, как оплатить социальные пособия, расходы на переобучение уволенным бухгалтерам или другим финансовым специалистам в условиях дефицитного бюджета, когда на бюджет ляжет дополнительная и значительная нагрузка на внедрение современных информационных технологий, направленных на замену указанных специалистов? При этом пока еще отечественные информационные технологии во многих областях требуют времени на дальнейшее развитие.

Внимание

Единственным разумным поведением для бухгалтеров, ревизоров и других финансовых специалистов будет постоянное повышение квалификации и освоение смежных специальностей, особенно связанных с применением ИТ в финансовой сфере. Рутинные операции, в том числе в контрольно-ревизионной работе, неизбежно будут все более переходить в плоскость ИТ.

Говоря о новых требованиях к бухгалтерам, контролерам, ревизорам и аудиторам, необходимо отметить, что будут усиливаться требования к знанию предметной области, области бизнес-процессов. На Западе есть понятие-требование к специалисту — know your customer («знай своего клиента»). Бухгалтерам и другим финансовым специалистам следует понимать, что они тоже обслуживают основное производство, основную деятельность организации. То есть в принципе все финансовые специалисты как бюджетной, так и коммерческой сферы должны перейти на клиентоориентированный подход.

Объединение компетенций

Однако объективные условия определяют рамки должностных обязанностей и будут определять их и в дальнейшем. Это означает, что в общем случае неэффективно возлагать на финансового специалиста ответственность за основную деятельность или ИТ. Подтверждение этому — тенденция того, что в западных странах увеличивается роль совместной работы директора по операциям в связке с аттестованным бухгалтером. То же самое связано с работой директора (руководителя) по информационным технологиям. То есть нужна именно совместная работа указанных специалистов, в необходимой степени понимающих специфику деятельности другого, но не заменяющих его.

Еще одним подтверждением объединения компетенций специалистов, направленных на обеспечение общего целостного видения организационных процессов и попыток сделать систему учета не формальной, но действенной системой предоставления информации о принятии решений, является назначение в крупных компаниях на должности внутренних аудиторов специалистов, имеющих опыт реинжиниринга и совершенствования организации.

Будет меняться и характер аудита и контроля. В странах Запада все больше проектов аудита связано не просто с финансовым аудитом, но с аудитом эффективности, аудитом процессов, а теперь и стратегическим аудитом. Имеется или разрабатывается обширная методическая база не только в коммерческом, но и в государственном секторе. Развивается аудит ИТ как отдельное направление, важное для будущего. Причем речь идет не только об анализе постфактум, но и о выработке понимания того, где нужно применять ИТ, для решения каких задач, какие ИТ предлагаются на рынке и т. п. Главной задачей является понимание и расчет стоимости жизненного цикла ИТ.

например

В 2014 году после громких публикаций («Форбс») о коррупции и неэффективности расходов во Всемирном банке главным внутренним аудитором организации назначен специалист из Японии Хироси Нака, который имеет опыт работы по совершенствованию организационных процессов (кайдзен — непрерывное совершенствование организации). До этого он много лет работал в Министерстве финансов Японии и международных организациях по тематике противодействия отмыванию денег, надзора за финансовыми институтами. Его опыт работы включает внедрение внутреннего контроля в японских банках в соответствии с изменениями в законодательстве. Кроме того, он отвечал за организацию саммита Всемирного банка в Токио в 2012 году (то есть у него есть компетенции организатора). Роль Хироси Нака во Всемирном банке обозначена как «возглавить оценку и улучшение эффективности управления риском, внутренним контролем и процессов управления».



[1] Более подробно об этом см.: Гусева Н. М., Медведев Г. Б. Человеческий потенциал — цель и средство разработки и реализации государственных стратегических решений / Управленец. 2013. № 6 (46).