Бюджетные средства за 2016 год сэкономлены на сумму более 400 млрд рублей

Бюджетные средства за 2016 год сэкономлены на сумму более 400 млрд рублей

 07.03.2017    Мониторинг    872
Бюджетные средства за 2016 год сэкономлены на сумму более 400 млрд рублей
Фото: Фотобанк Rusmediabank.ru

Экономия бюджетных средств составила 419,4 млрд. рублей. Прирост экономии по итогам отчетного периода составил 12% относительно аналогичного показателя прошлого года. Таковы данные, представленные в докладе Минэкономразвития России о результатах мониторинга Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 год.

В единой информационной системе в сфере закупок размещено извещений о закупках на сумму около 6,5 трлн. рублей. Общий объем заключенных контрактов составил порядка 5,3 трлн. рублей, что на 2,4% меньше показателя 2015 года (без учета контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе).

Общий объем закупок у единственного поставщика увеличился относительно показателя 2015 года на 7%. Преобладающим способом определения поставщика остается электронный аукцион, доля которого составляет 58,3% от общего количества размещенных в ЕИС извещений.

Неэффективными могут быть признаны около 9,9 тыс. процедур определения поставщика на сумму более 199,1 млрд. рублей (0,3% и 3,8% от общего количества и объема заключенных контрактов соответственно). Контракты, заключенные в рамках указанных процедур, были расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке или по решению суда, то есть проведение процедур не обеспечило отбор квалифицированных поставщиков, способных исполнить контракт с заданными целями. Вместе с тем оплата указанных контрактов осуществлялась только за фактически поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги.

В сравнении с аналогичным периодом 2015 года размер неустоек, начисленных за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств в рамках одного контракта, расторгнутого в 2016 году, увеличился в 2 раза.

По результатам мониторинга Минэкономразвития России с участием ФАС России была обеспечена подготовка разъяснений положений Закона № 44-ФЗ, применение которых вызывает затруднения. В целях вовлечения широкого круга экспертов к мониторингу контрактной системы при Минэкономразвития России сформирован Экспертный совет по контрактным отношениям.

Так, в ходе заседаний Экспертного совета были рассмотрены вопросы:

  • о внесении изменений в законодательство о контрактной системе сфере закупок, в том числе в части расширения возможностей по обжалованию незаконных действий (бездействия) участников контрактной системы;
  • установления обязанности заказчика согласовывать с контрольным органом в сфере закупок заключение контракта с единственным поставщиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг вследствие аварий, чрезвычайных ситуаций;
  • применения унитарными предприятиями атомной отрасли законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
  • установления порядка формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования такого каталога.

В целях совершенствования законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, повышения открытости и прозрачности информации о результатах осуществления закупок, повышения эффективности и результативности осуществления закупок на 2017 год запланирован ряд мероприятий, в том числе:

  • введение каталога товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • введение системы референтных цен на товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также для нужд отдельных видов юридических лиц;
  • введение электронного магазина для упрощения закупок «простых» товаров (работ, услуг) в небольшом объеме;
  • введение обязанности заказчика прилагать фото- и видеоотчет к отчету об исполнении контракта;
  • введение механизма подачи жалоб в форме электронного документа; установление обязанности заказчика о публичном уведомлении об осуществлении закупки у единственного поставщика в режиме чрезвычайной ситуации.