Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

ВФК в Санкт-Петербурге — от рутины к эффективности

 09.03.2017    № 2 • 2017    29314

Внедрение внутреннего финансового контроля и аудита в Санкт-Петербурге началось в 2014 году. Пройдя сложные этапы становления, в настоящее время ВФК в Санкт-Петербурге достиг стабильного (управляемого) уровня. Что это означает на практике, читайте в статье.

СЕРКОВА.png


Кристина Яковлевна СЕРКОВА, начальник сектора планирования и обеспечения контроля Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга

ЖУКОВА.png


Анастасия Геннадьевна ЖУКОВА, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Внедрение внутреннего финансового контроля и аудита в Санкт-Петербурге осуществляется в четыре этапа:

начальный (01. 06. 2014 г. — 01. 02. 2016 г.)

развивающийся (25.12. 2015 г. — 01. 02. 2017 г.)

стабильный (управляемый) (25. 12. 2016 г. — 01. 02. 2018 г.)

оптимизируемый.

Как уже сказано выше, сегодня ВФК в Санкт-Петербурге достиг стабильного (управляемого) уровня. У каждого администратора бюджетных средств Санкт-Петербурга существует полный пакет документов по ВФК, соответствующих положению, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 года № 440 (далее — Положение), а именно: регламент, матрица оценки рисков по бюджетным процедурам и составляющим операциям, карта и журнал ВФК. Определены общие цели и критические точки всех бюджетных процедур, оценены риски и назначены контрольные действия. Полномочия и ответственность за организацию ВФК закреплены регламентом за руководителем администратора. Вместе с тем приходится констатировать что контрольные действия исполняются, но механизм проверки исполнения контрольных процедур на данный момент отсутствует.

Участники бюджетных процедур (руководители, исполнители) обладают набором компетенций в области ВФК, что достигается путем периодического обучения сотрудников. Бюджетные процедуры на постоянной основе оцениваются по степени достижения фактических показателей. Эффективность контрольных действий оценивается эпизодически руководителем бюджетной процедуры и внутренним финансовым аудитом (при условии осуществления аудита).

В 2015 году Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (далее — Комитет) в рамках анализа осуществления администраторами бюджетных средств Санкт-Петербурга ВФК провел анализ соответствия регламентов ВФК требованиям постановления Правительства Санкт-Петербурга № 440, по результатам которого установлены типичные и индивидуальные недостатки:

обязательность осуществления ВФК закреплена не по всем бюджетным процедурам, предусмотренным пунктом 2.1 Положения;

не закреплены обязательные формы документов, предусмотренные пунктом 2.2 Положения;

не закреплены отдельные этапы формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля, предусмотренные пунктом 3.2 Положения и т. д.

Пилотный проект ВФК

В 2016 году для преодоления существующих ограничений при внедрении ВФК был реализован пилотный проект. Для его осуществления представители Комитета были командированы в администрации двух районов Санкт-Петербурга. Комитетом были определены задачи, которые необходимо было решить в рамках данного проекта.

На первом этапе пилотного проекта Комитет провел анкетирование всех начальников структурных подразделений, заместителей глав и глав администраций районов Санкт-Петербурга для оценки состояния общей системы ВФК.

Анкетирование проводилось по пяти компонентам ВФК:

1

Контрольная среда. Данный компонент анкеты включает в себя следующие строки: цели структурных подразделений, этические ценности, уровень компетентности, позиция руководства в отношении ВФК, регламентация полномочий и ответственности, кадровая работа.

2

Оценка рисков — выявление и оценка рисков, готовность принятия риска, разработка действий по реагированию на риски.

3

Контрольные процедуры — согласование и авторизация процедур и операций, контроль в рисковых местах, доступ к ресурсам и учетной информации, проверки результативности деятельности, применение средств информационно-технологического контроля.

4

Информация и коммуникация — система документооборота, обеспечение качества информации, эффективная внутренняя коммуникация, эффективная внешняя коммуникация.

5

Мониторинг — регистрация результатов ВФК, формирование отчетов по результатам ВФК, исправление и предупреждение недостатков ВФК.

По результатам анкетирования были определены проблемные места в понимании должностными лицами администраций районов Санкт-Петербурга основ ВФК, его составляющих элементов, принципов функционирования.

На втором этапе пилотного проекта Комитет организовал обучение сотрудников администраций районов Санкт-Петербурга, начиная от главы администрации и заканчивая специалистами структурных подразделений.

Третий этап данного проекта заключался в проведении Комитетом индивидуальной работы с каждым структурным подразделением администраций районов Санкт-Петербурга для установления осуществляемых функций и реализуемых полномочий, согласно которым определено участие каждого структурного подразделения в исполнении бюджетных процедур.

По завершении пилотного проекта администрации районов Санкт-Петербурга:

утвердили Регламент осуществления ВФК;

СЕРКОВА-ЖУКОВА-рисунок-1.png

разработали блок-схему организации ВФК (рисунок 1);

СЕРКОВА-ЖУКОВА-рисунок-2.png

разработан порядок взаимодействия должностных лиц (рисунок 2);

составлена матрица оценки бюджетных рисков;

составлен перечень бюджетных процедур и составляющих операций с описанием целей, рисков и контрольных показателей;

утверждена актуализированная карта ВФК по высокорисковым бюджетным процедурам и составляющим операциям (рисунок 3).

Пилотный проект по ВФК, реализованный в 2016 году, не только решил все поставленные Комитетом задачи, но и получил положительную оценку организации и его результатов губернатора Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко. Администрации районов Санкт-Петербурга — участники пилотного проекта — признали его проведение целесообразным и охотно делились с коллегами из других администраций районов Санкт-Петербурга приобретенными знаниями и практическим опытом внедрения ВФК.

Учиться, учиться и учиться

Начиная с 2015 года Комитет на постоянной основе проводит обучение руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по курсу «Внутренний контроль в государственном секторе: основы теории и практики». Программа обучения содержит в себе ответы на наиболее актуальные практические вопросы, возникающие при осуществлении ВФК администраторами бюджетных средств.

В Комитет поступали заявки на обучение как от федеральных, так и от региональных органов власти, в связи с чем было принято решение в ноябре 2016 года организовать обучающий курс для руководителей государственных органов, ряда регионов: Алтайского и Пермского краев, Новосибирской, Новгородской, Ленинградской и Магаданской областей, Республик Бурятия и Крым.

По завершении последнего (а всего их было шесть) обучения по ВФК Комитет принял решение проводить обучение по двум уровням — начальному и развивающемуся (для тех, кто хочет повысить уровень профессиональных знаний по ВФК).

методика

Для повышения эффективности осуществления ВФК главными администраторами бюджетных средств Санкт-Петербурга Комитет разработал методические материалы по осуществлению ВФК:

  • глоссарий ВФК;
  • типовой регламент осуществления ВФК;
  • перечень бюджетных процедур и составляющих операций с описанием целей, рисков и контрольных показателей.
  • Методические материалы, разработанные Комитетом, используются в работе всеми администраторами бюджетных средств Санкт-Петербурга.

Критерии финансового менеджмента

Начиная с 2017 года показатели по осуществлению ВФК включены в перечень критериев качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга:

соответствие документов ВФК требованиям нормативных правовых актов;

своевременность направления сведений по ВФК в Комитет;

количество административных правонарушений.

На их основе будет составляться ежегодный рейтинг главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга по уровню качества финансового менеджмента.

Стоит отметить, что под документами внутреннего финансового контроля понимаются регламент осуществления ВФК, карта и журнал ВФК. В рамках административных правонарушений учитываются совершенные должностными лицами администратора и подведомственных ему учреждений правонарушения в сфере бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе, установленные непосредственно по результатам контрольных мероприятий Комитета.

Комитет на регулярной основе готовит рекомендации по осуществлению ВФК администраторами бюджетных средств Санкт-Петербурга на основании:

1) актов ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемого ГРАБС во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1095 от 30 декабря 2013 года;

2) результатов контрольных мероприятий, осуществляемых Комитетом;

3) результатов исполнения представлений и предписаний Комитета;

4) отчетов Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга.

С 2016 года в каждом контрольном мероприятии Комитета учитываются карты ВФК. Для повышения эффективности осуществления администраторами бюджетных средств Санкт-Петербурга ВФК и его анализа на постоянной основе в ходе контроля:

аккумулируется информация по изучаемой в ходе контрольного мероприятия бюджетной процедуре (составляющих ее операций) от должностных лиц администраторов бюджетных средств, ответственных за нее согласно картам ВФК;

соотносятся выявленные нарушения законодательства РФ, иные недостатки в актах контрольного мероприятия с соответствующей позицией карты ВФК и ответственным должностным лицом администратора бюджетных средств.

Рисунок 1. Блок-схема организации ВФК

Рисунок 2 Порядок взаимодействия должностных лиц администрации по внутреннему финансовому контролю

Рисунок 3. Форма карты внутреннего финансового контроля

УТВЕРЖДАЮ

Глава Администрации <<...>>

________________ ФИО

"____«_______________

КАРТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Наименование БП:

Владелец БП:

Руководитель БП:

Операция

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции

Периодичность выполнения операции

Контрольный показатель

Должностное лицо, проводящее контрольное действие

Характеристики контрольного действия

Контрольное действие

Периодичность

Способы

Формы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Таблица. Учет в контрольных мероприятиях карт ВФК

Объект (субъект) контрольного мероприятия

Предмет контрольного мероприятия

Выявленные нарушения

Позиция карты ВФК

Ответственное должностное лицо

ГРАБС

Проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий

Несвоевременно проведены проверки получателей субсидии

БП «...»

Иванова А. А.

Учреждение (например, школа, поликлиника)

Обследование соответствия выполненных работ условиям гос. контракта

Отсутствует претензионная работа

Не обязано вести карту ВФК