Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

У нас нет альтернативы бездефицитному бюджету

 09.03.2017    № 2 • 2017    494
У нас нет альтернативы бездефицитному бюджету

Кировская область после смены губернатора в 2016 году оказалась в непростых финансово-экономических условиях. Как деятельность Контрольно-счетной палаты Кировской области может помочь в решении проблем бюджета, рассказал ее руководитель Юрий Николаевич ЛАПТЕВ.

— Юрий Николаевич, в каких экономических реалиях сегодня приходится работать Контрольно-счетной палате Кировской области (КСП)?

— Для начала нужно сказать, что одна из ключевых задач внешнего финансового контроля — контроль за бюджетным процессом. Эта задача в Кировской области реализуется через систему контрольных органов, которые были сформированы в 2013 году в соответствии с федеральным законом. Я имею в виду Контрольно-счетную палату на региональном уровне и контрольно-счетные комиссии — на местном. Последние представляют собой независимые органы, контролирующие бюджеты муниципальных районов и городских округов, а также на основании соглашений — бюджеты поселений.

Такая конструкция позволяет обеспечить внешний финансовый контроль в той или иной форме за всеми средствами консолидированного бюджета Кировской области, который, например, в 2016 году составил около 58 миллиардов рублей.

На 2017 год впервые область приняла бездефицитный бюджет. Замечу, что сделано это было не случайно. Формировать бюджет на 2017 год с дефицитом мы просто не могли в связи с теми ограничениями, которые установлены Бюджетным кодексом. Наш государственный долг вплотную подошел к величине собственных доходов.

Чтобы расставить все точки над «i», отмечу, что особенно активно государственный долг области рос в последние три года. Контрольно-счетная палата в этот период неоднократно предупреждала региональное правительство о рисках такой долговой политики. Но по-другому субъект действовать не мог в силу существующей политики межбюджетных отношений, проводимой Министерством финансов РФ. Объем расходных обязательств рос из-за решений, принимаемых на федеральном уровне. И это не только мой вывод. Такого же мнения придерживается и Счетная палата России. В справке Счетной палаты представлены примеры 19 решений, которые привели к росту расходов региональных бюджетов.

Конечно, в области росли и собственные доходы. За последние пять лет они увеличились примерно на 20 процентов. Вот только темпы их роста были ниже темпов роста расходных обязательств. В силу такого дисбаланса региональное правительство было вынуждено покрывать дефицит при помощи кредитов, в том числе и дорогих, коммерческих. Хотя в последствии часть из них и была замещена на бюджетные.

Проводя политику по замещению коммерческих кредитов бюджетными, федеральный центр надеялся, что это позволит решить проблему закредитованности. Но, к сожалению, этого не произошло. А вот то, что данный вопрос обсуждается сейчас на самом высоком уровне, — положительный звонок. Наш регион, например, поднимал эту проблему в ходе Дней Кировской области в Совете Федерации Федерального собрания, которые состоялись в конце марта. И мы нашли понимание среди сенаторов.

В условиях бездефицитного бюджета у региона возникли существенные ограничения по реализации инвестиционных проектов. В частности, на газификацию, строительство школ и природоохранных объектов в областном бюджете не заложено достаточных средств. Нет денег на строительство дороги Опарино-Альмеж, такой необходимой в связи с отсутствием прямого автомобильного сообщения с севером области. И, конечно же, затруднено участие региона в федеральных программах, предполагающих софинансирование из регионального бюджета.

В этой ситуации областное правительство нацелено на рост доходов от более полного использования имеющихся ресурсов. Основная ставка сделана на повышение эффективности лесопользования и лесопереработки.

Не менее важная роль отведена и бюджетной поддержке агропромышленного комплекса, который показывает в последнее время неплохие результаты. При всей скудости бюджета на сельское хозяйство все же выделена немалая сумма — 1,8 миллиарда рублей.

И, безусловно, росту собственных доходов будет способствовать работа по выведению заработных плат из тени. По последним данным налоговой службы, в 2016 году проверками УФНС было выявлено 6,5 тысячи налогоплательщиков, которые выплачивали заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Хотя их финансовое состояние позволяет сделать вывод, что возможности для увеличения размера зарплат у них есть.

Помимо использования резервов для увеличения доходов бюджета будут, естественно, приняты меры и по оптимизации расходов.

Это те реалии, в которых живет регион. Контрольно-счетная палата встраивается в эти реалии и работает с их учетом. В таких условиях мы видим главной задачей своей работы контроль за осуществлением бюджетного процесса.

— Какими способами КСП может помочь правительству региона в исполнении бюджета и повышении эффективности расходов?

— Первое, на что мы обращаем внимание, — это реалистичность экономических прогнозов. Мы не раз обращали внимание правительства на то, что показатели доходов формируются некорректно. Иногда в сторону завышения, иногда — занижения. Такие ошибки, сознательные они или неосознанные, ведут к принятию на себя необеспеченных доходами обязательств. Из-за них могут возникнуть проблемы балансировки бюджета, когда в конце года, например, обнаружится отсутствие финансов для исполнения принятых обязательств и не будет возможности при этом закрыть дыру кредитом. Необходимость использования точных и реалистичных прогнозов — на наш взгляд, фундаментальный момент реализации бюджетного процесса.

Второе — это эффективность расходов. По итогам 2016 года 500 миллионов рублей было израсходовано областным бюджетом без достижения запланированных целевых показателей, то есть без должного эффекта.

Наиболее уязвима в этом отношении сфера бюджетных инвестиций. За пять лет на инвестиции было направлено более 19 миллиардов рублей бюджетных средств. КСП проанализировала большой массив данных, провела работу по обобщению результатов контроля в этой сфере, что позволило выявить основные негативные факторы, снижающие эффективность использования бюджетных средств. По оценке КСП, потери бюджета в сфере строительства и ремонта за последние пять лет составили более 720 миллионов рублей.

Вот, например, только одна из выявленных болевых точек капитального строительства. На разработку проектной документации, которая оказалась невостребованной, из областного бюджета за пять лет было потрачено более 270 миллионов рублей. Плюсом к ним идут 73 миллиона рублей, которые вложили в подготовку невостребованных проектов муниципальные образования.

По нашему мнению, основная причина проблемы — качество планирования, но есть и объективная — требования федеральных органов: субсидии из федерального бюджета, как правило, предоставляются при наличии готовых проектов. А заявки на субсидии одобряются не всегда.

Другой пример неэффективных расходов — когда объекты капстроительства оказываются невостребованными или используются не в полной мере. Например, на строительство Просницкого лицея для обучения одаренных детей было потрачено 360 миллионов рублей. Предполагалось, что в нем будут получать образование и развивать свои способности 300 ребят со всей области. На самом же деле сегодня в нем учатся 180 учащихся из местной школы. И таких примеров мы можем привести не один и не два.

По результатам аудита строительной отрасли нами подготовлен целый перечень предложений в адрес областного правительства, которые носят, что принципиально важно, системный характер.

Но строительство — не единственная отрасль, где бюджет мог бы значительно сэкономить. Не меньший эффект могло бы принести грамотное управление имущественным комплексом. Например, наши проверки акционерных обществ и унитарных предприятий, принадлежащих Кировской области, свидетельствуют о низкой бюджетной и экономической эффективности их деятельности, несмотря на то что в их уставные капиталы направляются существенные объемы государственного имущества и бюджетных средств.

Кроме того, в Кировской области на балансе региона находится имущество стоимостью 16,35 миллиарда рублей. Имущество муниципалитетов оценивается еще большей суммой — 62,5 миллиарда рублей. Это имущество зачастую используется неэффективно и имеет низкую доходность. Как правило, оно малоликвидное, но затраты на его содержание существенные.

Мы неоднократно обращали на это внимание, провели специальный аудит, подготовили пакет конкретных предложений в адрес областного правительства. К сожалению, добиться коренного изменения ситуации пока не удалось. А ведь это существенный сегмент для значительной экономии бюджетных средств.

Экономность трат бюджета должна распространяться и на подведомственные учреждения. Это еще одно направление повышения бюджетной сбалансированности. У нас большая сеть таких учреждений. При этом остается открытым вопрос: всегда ли их существование в том виде, в котором они функционируют сегодня, оправданно?

По итогам своих контрольных мероприятий мы зачастую приходим к выводу о низкой или недостаточной эффективности их деятельности, дублировании функций министерств их подведомственными учреждениями, о существенных недостатках в части организационной структуры, распределения должностных обязанностей среди сотрудников, формирования штатного расписания, фонда оплаты труда, государственного задания и так далее.

Понятно, что в этой сфере нужно наводить порядок. Часть учреждений можно безболезненно реорганизовать либо оптимизировать. Так, по итогам проведенного аудита в сфере строительства мы предложили правительству области рассмотреть вопрос об объединении ресурсов учреждений «УКСа» и «Управления газификации», а также передаче единому учреждению функции заказчика по областным объектам капстроительства (кроме объектов дорожного хозяйства).

В этом году в свой план проверок мы включили несколько учреждений различного типа. В ходе мероприятий мы постараемся оценить необходимость их существования, эффективность затрат на их содержание и внести соответствующие предложения. По итогам 2017 года мы обобщим полученный нами материал и внесем конкретные предложения.

 Как вы считаете, реализация предложений Счетной палаты поможет решить накопившиеся в регионе проблемы?

— Конечно же, нет. Даже реализовав весь комплекс мер по бюджетной экономии, нельзя будет сказать, что регион решит проблемы хотя бы в части долговой нагрузки. Без поддержки федерального центра ему это не по силам. И хорошо, что политика Правительства РФ в этой части начинает меняться.

Область уже ощутила такие перемены. В частности, не так давно часть коммерческих кредитов была замещена бюджетными на сумму 14 миллиардов рублей.

Понятно, что условия предоставления таких кредитов жесткие. И самое главное — мы должны вернуть их через три года. Собственных ресурсов для того, чтобы полностью рассчитаться, не хватит. Чтобы это сделать, придется расходную часть бюджета сократить на 10 миллиардов рублей. А это поставит под угрозу исполнение почти всех социальных обязательств.

Поэтому сегодня регион ставит перед федеральным центром вопрос о реструктуризации этих долгов. Об этом шла речь и на Днях Кировской области в Совете Федерации. Срок полного погашения кредитов нужно продлить хотя бы на 20 лет. Тогда есть большая доля вероятности, что за счет собственных ресурсов мы сможем его вернуть. Пока же перед нами поставлена предельно жесткая задача — вернуть бюджетные кредиты к началу 2020 года и сократить государственный долг на 40 процентов, то есть довести до 17 миллиардов рублей от имеющихся 27 миллиардов.

— Но ведь помощь со стороны федерального центра идет не только по линии предоставления бюджетных кредитов? Будет ли внимание КСП распространяться и на другие виды федерального финансирования?

— Естественно. Есть еще дотации. Они направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности. У нас, нужно сказать, ее уровень почти самый низкий среди всех субъектов РФ, в ПФО мы занимаем десятое место.

В этом году мы получили дотаций на 5 миллиардов рублей больше, чем в прошлом. В определенной степени это заслуга новой команды, пришедшей в правительство вместе с врио губернатора И. В. Васильевым. Есть соглашение по дотациям. Оно предполагает выполнение определенных условий. И здесь КСП будет отслеживать исполнение соглашения, чтобы избежать рисков возврата средств. Это новое для нас направление. Но глава региона просил нас им заняться, поскольку оно очень важно для области.

Ну и, конечно, субсидии. В этом году область получила 26 субсидий на сумму 3,38 миллиарда рублей. Самые большие — в сфере дорожного хозяйства и развития АПК. По каждому виду субсидий — отдельное соглашение. Условия предельно жесткие. Прописаны конкретные показатели, которых область должна достигнуть. КСП в этом году будет оценивать риски недостижения указанных показателей. С этой целью мы уже начали вести мониторинг поступления, распределения и расходования средств. В отличие от прошлых лет такой контроль будет носить постоянный (текущий) характер, а не только по результатам года. Сегодня последнее для нас непозволительно, так как в случае невыполнения условий предусмотрен ряд санкций, вплоть до частичного или полного возврата средств.

— Удастся ли области удержаться в рамках бездефицитного бюджета?

— А нам другого и не дано. Наращивать госдолг мы уже не можем. Поэтому ключевая задача КСП в условиях бездефицитного бюджета — контроль за эффективностью расходования бюджетных средств, поиск резервов возможных доходов, контроль за экономностью расходов и контроль за исполнением условий, прописанных в соглашениях по предоставлению федеральных денег.

Подготовил С. Н. СМОЛИН