«Аудиторская тайна» может быть исключена из Налогового кодекса

 02.05.2017       814
«Аудиторская тайна» может быть исключена из Налогового кодекса

Предприниматели и аудиторы Санкт-Петербурга обратились к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с коллективным письмом, в котором высказались против проекта поправок в Налоговый кодекс, который открывает налоговикам доступ к аудиторской информации. По сути, он отменяет аудиторскую тайну, что грозит аудиторам потерей доверия со стороны значительной части бизнеса, считают авторы письма.

В феврале 2017 г. законопроект, позволяющий налоговикам получить доступ к аудиторской тайне, был внесен в Госдуму и принят к рассмотрению комитетом по бюджету и налогам. Проект позволяет налоговикам собирать, использовать и распространять данные о налогоплательщиках, полученные от их аудиторов. Понятие «аудиторская тайна» из Налогового кодекса законопроект предлагает исключить, получить данные налоговики смогут, если налогоплательщик отказался сам их предоставить.

Предприниматели будут обращаться за этими услугами в консалтинговые фирмы, которые не обязаны составлять рабочую документацию и получать копии документов, говорится в тексте письма. Авторы ведут речь об инициативном аудите — который совершается по желанию компании.

По данным нынешнего регулятора аудиторского рынка — Минфина, в количественном выражении речь идет о 20% аудиторских проверок. После перехода регулирования аудиторского рынка от Центробанка к Минфину, который должен состояться с начала 2018 г., доля обязательного аудита будет снижаться: поправки в закон об аудиторской деятельности, подготовленные Центробанком, исключают величину бизнеса из критериев для обязательного аудита, сообщала ранее директор департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына.

Сейчас закон защищает аудиторской тайной любую клиентскую информацию, а требование о сохранении конфиденциальности распространяется не только на аудиторов, но и на любых их проверяющих, включая сотрудников аудиторских СРО, и уполномоченные органы по контролю и надзору [Федеральное казначейство], но законопроект не предусматривает ответственность за разглашение информации для должностных лиц — налоговиков, а отсутствие перечня налоговых документов позволяет трактовать его максимально широко, сказано в письме, к тому же обязанности делать копии документов у аудитора нет.

Представитель Минфина указывает, что право налоговых органов требовать документы у аудиторов «не является всеобъемлющим», в законопроекте есть система ограничений: налоговая может потребовать документы, по которым рассчитываются налоговые платежи, которые доступны аудитору и не были представлены налогоплательщиком, лишь в двух случаях — при проведении налоговой проверки либо на основании запроса от иностранных государств.

Отказ от предоставления документов или задержка будут признаваться налоговым правонарушением и повлекут взыскание штрафа в размере 10 000 руб., сообщил представитель Минфина. «Сам по себе размер штрафа не будет являться препятствием, но аудиторы предпочтут соблюдать закон вне зависимости от размера штрафа», — считает заместитель гендиректора «Финэкспертизы» Наталья Борзова.

«Наличие аудиторской тайны является важным элементом профессиональной этики и никогда не являлось преградой для расследования финансовых преступлений», — указывает председатель правления СРО РСА Людмила Козлова. Она предполагает, что отмена аудиторской тайны негативно скажется и на результатах аудита. «Если доступ к конфиденциальной информации будет открытым, малый и средний бизнес откажется от аудиторских услуг, и это в первую очередь ударит по средним аудиторским компаниям, ведь в большую четверку крупные эмитенты так или иначе будут обращаться за обязательным аудитом», — уверен управляющий партнер ГК «Аудит Санкт-Петербург» Дмитрий Желчаков. Гендиректор СРО ААС Ольга Носова заверила, что присоединится к коллегам из регионов и также направит в Госдуму письмо по этому законопроекту.

Источник: «Ведомости»