Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

На страже государственных денег

 09.03.2017    № 2 • 2017    40040
На страже государственных денег

Разговор, состоявшийся в рамках1[i] сессии V Васильевских чтений «Повышение эффективности финансового контроля и аудита в государственном секторе», прошедшей 21 апреля, стал крайне содержательным и сопровождался оживленной дискуссией.

Уже больше года Федеральное казначейство исполняет полномочия, перешедшие к нему от Росфиннадзора, — по контролю в финансово-бюджетной сфере и в сфере контроля закупок. Согласно итогам прошедшего периода ведомство исполняет свои новые функции действенно и эффективно. Не исключено, что определенную роль в этом играет использование передовых методов контроля, разработанных и применяемых в повседневной деятельности сотрудниками казначейства. Об одном из них — бюджетном мониторинге — рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов. «Чтобы еще эффективнее выполнять свои задачи, — начал свой доклад Демидов, — работникам казначейства следует разобраться, что понимается под контролем сегодня и каковы его основные цели. В предыдущей парадигме контроль означал: установить, пресечь, наказать. Теперь он все больше становится элементом государственного управления. А значит, смещаются и его акценты: целью контроля становится не столько определение нарушения, сколько предотвращение. Система должна работать так, чтобы она не давала даже возможности совершить преступление».

Сегодня Федеральное казначейство обладает всеми ресурсами — информационной системой и подсистемами, которые могут обеспечить бюджетный мониторинг в онлайн-режиме. Важно обеспечивать грамотное казначейское сопровождение инвестиционных объектов и вести бюджетный мониторинг в соответствии с положениями регламента. Ключевым моментом выступления Демидова стала демонстрация исключительно содержательного слайда «Бюджетный мониторинг в жизненном цикле закупки», являющегося интеллектуальной собственностью Федерального казначейства. Немалый интерес вызвали инструменты Федерального казначейства и требования к условиям договоров (соглашений), государственных контрактов, контрактов, договоров в целях бюджетного мониторинга. Отдельно докладчик остановился на информационной среде межведомственного взаимодействия Федерального казначейства с Росфинмониторингом и ФНС России.

Подводя итог выступления докладчика, модератор сессии шеф-редактор журнала «Финконтроль» С. В. Мартыненко предположила, что вследствие применения таких обеспечивающих онлайн-контроль механизмов, все нечестно работающие заказчики вынуждены будут становиться честными и надобность в последующем контроле в конце концов просто отпадет.

«Пожалуй, эта модель слишком идеальна, — отметил заместитель руководителя Федерального казначейства. — Я бы предложил вам вспомнить ситуацию, когда мы регистрируемся на каком-либо сайте. Система предлагает: заполните поле, где стоит галочка. Если вы его не заполните, пройти на следующую страницу не удастся. Бюджетный мониторинг должен быть таким же: если какой-то ваш шаг совершен неправильно, то следующего вы просто не сделаете. Допустим, даже хочет человек что-то нарушить, но не может — система не позволяет. Вот такую схему нам и хотелось бы построить».

Сделать барьер непроницаемым

Выступление второго докладчика было посвящено еще одному уровню контроля — внутреннему финансовому контролю и аудиту (ВФКиА), который является или, по крайней мере, должен стать основой финансового контроля в стране. К сожалению, в том виде, как было задумано, реализовать внутренний финансовый контроль и аудит удалось пока не везде. Министерство финансов РФ в настоящее время думает над тем, как сделать этот барьер непроницаемым, и уже проводит определенную работу. О модернизации системы внутреннего финансового контроля и аудита в организациях государственного сектора рассказал заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ С. С. Бычков.

Бычков остановился на целях внутреннего финансового контроля и аудита, регулировании действующей системы ВФКиА в ФОИВ, организационных и методологических задачах по их развитию, переходе от контроля и аудита финансов к контролю и аудиту функций и полномочий, возможных способах организации внутреннего аудита. А также рассказал о процессе совершенствования ВФКиА, который, по его мнению, может состоять из трех этапов:

1) включение в систему ВФК элементов системы управления бюджетными рисками;

2) трансформация ВФК в систему управления бюджетными рисками при осуществлении финансового менеджмента;

3) расширение сферы требований ВФК и ВФА на все организации сектора государственного управления.

Неэффективность не равна нарушению

О методических подходах к оценке нарушений, недостатков и их последствий рассказал в ходе сессии заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Москвы В. В. Литвинцев.

В начале своего выступления Литвинцев ответил на вопрос, который ему часто задают журналисты во время пресс-конференций: почему никого не сажают, ведь столько денег в стране тратится неэффективно? «Если в двух словах, то потому, что неэффективность (или неэффективные действия) не равна нарушению», — заинтриговал слушателей докладчик.

Что такое неэффективные действия (недостатки) и чем они отличаются от нарушения, вопрос очень непростой. И чтобы на него ответить, нужно провести большую работу: и­зучить Бюджетный кодекс, сравнить принципы классификатора нарушений и методических рекомендаций по оценке недостатков, взвесить последствия нарушений и недостатков, а также суммы предотвращенного ущерба. Обо всем этом и рассказал докладчик (таблица).

Риск-ориентированный подход в действии

Теме применения риск-ориентированного подхода к контролю в финансово-бюджетной сфере был посвящен доклад представителя Главного контрольного управления Москвы Е. И. Сенина. Специалисты ведомства разработали полноценную систему риск-мониторинга, которая способна учитывать информацию со всех стадий бюджетного процесса.

04.png

Сенин детально рассказал о работе системы риск-мониторинга: как происходит расчет рисковых показателей (рисунок) и чем неформализованные показатели отличаются от формализованных. Подробно остановился на том, что такое система весов показателей и каковы ее основные принципы. А также объяснил, как составляется риск-рейтинг и как анализировать его итоги.

В. И. МААНДИ

Таблица. Нарушения и неэффективные действия

Нарушения

Неэффективные действия (недостатки)

Отклонение при выполнении регламентированного действия. Вариант один — действовать по закону

Нерегламентированное действие. Вариативность — возможность выбора наиболее эффективного решения

Абсолютный характер оценки

Относительный характер оценки

В результате действий, совершенных с нарушениями, может быть нанесен ущерб, может ущерба не быть. Возможен даже положительный результат

Неэффективность не бывает без последствий. Ущерб либо уже нанесен, либо может быть нанесен (риск ущерба)

Субъективная сторона правонарушения присутствует всегда

Сам по себе факт причинения ущерба еще не является основанием для привлечения к ответственности


[i] 1 Ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика», организаторами которого являются журнал «Бюджет», Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Союз финансистов России.