Институт Гайдара: более 60% закупок осуществляются с нарушениями

 13.06.2017       705
Институт Гайдара: более 60% закупок осуществляются с нарушениями

Общий объем нарушений при госзакупках составляет не менее двух триллионов рублей в год. Это одна восьмая всех средств, которые отпускает государство на госзакупки. Для исправления ситуации Институт дает ряд рекомендаций.

По итогам выборочного мониторинга Институт Гайдара установил, что более 60% закупок осуществляются с нарушениями. Среди государственных закупок по неконкурентности лидирует федеральный уровень (32,9%), на втором месте муниципальный уровень — 19,6% закупок, на третьем — региональный: 8%. Остается довольно низким и среднее количество заявок в случае конкурентной закупки — около трех на один лот в 2016 году.

Потери от неконкурентного поведения при госзакупках составляют минимум два триллиона рублей в год, рассказал «Известиям» старший эксперт института Гайдара Сергей Жаворонков.

В 2010 году, будучи президентом, Дмитрий Медведев в послании отметил: «По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты, и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей».

Институт Гайдара для исправления ситуации с коррупцией дает ряд рекомендаций. В частности, предлагает установить перечень конкурентных способов осуществления закупок, выработать типовое положение о закупках и унифицировать условия авансовых платежей. Также в институте считают необходимым ужесточить ответственность за нарушения при проведении тендерных процедур и несвоевременную оплату закупок — как для должностных, так и для юридических лиц.

«Законодательство должно быть конкурентным. Не должно быть таких условий, что, как говорится, подходят только те, у кого нос крючком и хвост пятачком, и т.д. Нужно убрать предквалификацию, а также требования при конкурсах на разработку месторождения о том, чтобы у потенциального недропользователя обязательно была нефтепереработка в Ростовской области, — рассказал С. Жаворонков. — Убрать субъективизм, условия, которые подстроены под определенного покупателя».

В частности, в исследовании приводятся примеры подобных тендеров: конкурс 2001 года на крупный участок нефтяных месторождений «Вал Гамбурцева» в Ненецком АО, в котором выиграла малоизвестная компания «Северная нефть»; Талаканское нефтегазовое месторождение, которое досталось небольшой компании «Саханефтегаз», а также конкурс на огромные месторождения имени Требса и Титова 2010 года и на Гавриковский лицензионный участок в Ханты-Мансийском автономном округе 2015 года, победителем в котором стала аграрная компания «Юг Руси», хотя ее основным бизнесом является производство подсолнечного масла.

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян считает цифру в два триллиона завышенной. «На первый взгляд многовато. Думаю, что усилия Минэкономразвития, Казначейства и электронных торговых площадок по ФЗ-44 вполне реальны. Бизнес видит улучшения, поэтому я бы приблизительно назвал один триллион», — прокомментировал он исследование.

Источник: «Известия»