Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Минфин запускает программу помощи субъектам в снижении задолженности перед банками

 02.10.2017       936
Минфин запускает программу помощи субъектам в снижении задолженности перед банками

В комплексный план действий для снижения долга регионов перед банками входят объявленная президентом программа реструктуризации кредитов, которая в ближайшие два года сэкономит субъектам 428 млрд рублей, серьезное упрощение доступа к дешевым бюджетным кредитам, а также дополнительная финансовая помощь на 74 млрд рублей для тех, кто был вынужден взять заем в банках. Об этом рассказала директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина. По словам экспертов, более решительным шагом могло быть только полное списание долгов регионов, которое, впрочем, обнулило бы успехи Минфина по воспитанию бюджетной дисциплины.

Долг регионов перед банками с начала года сократился на 231 млрд и приблизился к 1 трлн рублей, сообщила Лариса Ерошкина.

— Но пока банковские кредиты все еще составляют значительную долю от общего объема долга — около 47%, хотя работа над их замещением бюджетными кредитами ведется, — рассказала она.

По ее словам, правительство запускает ряд важных программ, чтобы окончательно переломить тренд на наращивание рыночного долга субъектов. Логика действий Минфина здесь будет следующей: для старых бюджетных кредитов Минфин вводит «рассрочку» на возврат, то есть регионы в 2018–2019 годах должны будут вернуть казне всего 5% от суммы основного долга, в 2020 году — 10%, в 2021–2024 годах — равными долями по 20% от суммы основного долга. При этом условия получения новых бюджетных кредитов по ставке всего 0,1% годовых существенно смягчаются. И наконец, те регионы, которые всё же вынуждены были взять коммерческий кредит, смогут рассчитывать на дополнительную государственную помощь в объеме 74 млрд рублей.

— Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда некоторые регионы берут кредиты в банках для досрочного погашения бюджетных кредитов. Чтобы оказать помощь таким регионам, за счет средств федерального бюджета в этом году предусмотрена дополнительная финансовая помощь в виде бюджетных кредитов в общем объеме 73,9 млрд рублей, — рассказала директор департамента Минфина.

Лариса Ерошкина также отметила, что в случае роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов выше уровня инфляции для регионов будет предусмотрена дополнительная возможность продления реструктуризации (еще на 5 лет) и снижения доли ежегодного погашения суммы основного долга до 5% в 2020 году, до 10% — в 2021–2028 годах и 5% — в 2029 году.

— Эти предложения позволят обеспечить равномерное погашение задолженности по бюджетным кредитам и снизить объем возврата регионами бюджетных кредитов. Только в 2018–2019 годах снижение бюджетной нагрузки для регионов составит до 428 млрд рублей, — оценила директор департамента Минфина.

Комплексный план действий правительства способен существенно помочь регионам, уверен старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов.

— Эти инициативы надо рассматривать одновременно, одна без другой просто теряет смысл. Зачем нужно было одновременно облегчать доступ к новым кредитам и реструктурировать старые? Затем, чтобы вновь выбираемые регионами кредиты у федерального центра шли не на погашение ранее выданных кредитов, а на снижение рыночного долга. Это такие взаимоувязанные меры, — пояснил он.

Будет ли эта нагрузка снижена на 428 млрд рублей за два года — эксперт оценить затруднился. Кроме того, он отметил, что пока непонятно, кто из регионов захочет в программе участвовать. Есть успешные субъекты, как Москва, которым такая помощь не особо нужна.

— Условием является отказ от депозитов на срок более 30 дней. Скорее всего, это будут дотационные регионы и те, у кого большой навес федерального долга, — предположил Андрей Пискунов.

«Рассрочка» для регионов действительно поддержит их бюджеты, но логику действий Минфина этот инструмент нарушает, отметил эксперт, ведь ведомство последовательно «воспитывало» финансовую грамотность у властей субъектов.

Следующий шаг — только полное списание долгов регионам, что в логику политики Минфина не вписывается, рассказал профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин.

— Лучше для регионов было бы вообще списать долги, но тогда федеральный бюджет тоже останется без денег. Сейчас он все-таки у регионов берет какие-то средства, а иначе нужно будет эту дыру в 2 трлн рублей каким-то образом затыкать. Печатать не хочется: тогда будет инфляция, — предположил он.

По словам эксперта, практически все регионы от новой программы выиграют. Например, долг Крыма и Севастополя — порядка 10 млрд рублей. Белгородская область и Татарстан должны по 150 млрд рублей. Таким образом, долги могут быть как у «бедных», так и у экономически сильных субъектов, сделал вывод Алексей Скопин, поэтому программа актуальна для всех.

Источник: «Известия»

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений