Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

«Зеленые» закупки — основа повышения качества жизни

 15.09.2017    № 4 • 2017    612
«Зеленые» закупки — основа повышения качества жизни

Валерия Сергеевна КАТКОВА, главный специалист отдела экономического анализа аналитического управления Главного контрольного управления города Москвы

Государство через инструмент государственных закупок определяет направления социально-экономического развития, влияя тем самым на качество жизни в стране. Так называемые зеленые госзакупки призваны определять вектор качественного развития таких государственных секторов экономики, как, например, строительство, образование, здравоохранение, общественный транспорт.

В Федеральном законе № 44-ФЗ установлена возможность осуществления «зеленых» государственных закупок. Постановление Правительства Москвы[1] (далее — Постановление № 332) определяет экологические требования к качеству и техническим характеристикам отдельных видов продукции, закупаемой в рамках государственного заказа города Москвы. К таким видам продукции относятся десять позиций, представленных на рисунке.

Экологические требования могут содержаться в техническом задании, спецификации, критериях оценки заявок участников (при проведении процедуры способом конкурса или запроса предложений). Необходимо отметить, что экологические требования в критериях оценки заявок участников используются редко. В основном это обусловлено тем, что их выставление создает определенные риски и увеличивает первоначальные расходы, которые тем не менее в долгосрочном периоде компенсируются за счет снижения затрат на эксплуатацию.

Экологические требования к товарам, в частности при осуществлении закупок заказчиками города Москвы, применяются в значительно расширенном виде, нежели установленном Постановлением № 332. Например, обуславливается необходимость обеспечения безопасности продукции, соответствия государственным стандартам, регулирующим правила пожарной, санитарной и экологической безопасности. Однако установленные экологические требования применяются не ко всем группам товаров, определенным данным документом.

32,1 трлн рублей — объем российского рынка государственных закупок в 2016 году. Это на 23,7%, или на 7,6 триллиона рублей, больше, чем в 2015 году

Международная практика

На международной арене система «зеленых» государственных закупок с каждым годом приобретает все больший вес. В Европе государственные органы являются основными потребителями товаров, работ и услуг: они тратят на закупки около 1,8 триллиона евро в год, что составляет около 14% ВВП ЕС.

В Европейском союзе «зеленые» государственные закупки определены в Communication (COM (2008) 400) «Государственные закупки для улучшения окружающей среды» как «процесс, при котором государственные органы стремятся закупить товары, услуги и работы с уменьшенным воздействием на окружающую среду на протяжении всего их жизненного цикла по сравнению с товарами, услугами и работами с той же первичной функцией, которая в противном случае была бы закуплена».

14.png

«Зеленые» государственные закупки являются инструментом, который применяется в добровольном порядке. Это означает, что государства — члены ЕС и государственные органы могут самостоятельно определить, в какой степени они его используют. В Европейском союзе с 2003 года ведется разработка общедоступных национальных планов действий (далее — НПД) для «озеленения» государственных закупок. НПД представляет оценку существующей ситуации и целей на следующие три года с указанием того, какие меры будут приняты для их достижения.

В таблице приводится краткое описание статуса НПД по состоянию на май 2017 года.

На настоящий момент в ЕС разработаны критерии для 21 вида товаров, работ, услуг:

  • моющие и чистящие средства, услуги по уборке;
  • генерация энергии (ТЭЦ);
  • копировальная бумага;
  • электрическое и электронное оборудование в сфере здравоохранения;
  • электроэнергетика;
  • приготовление пищи и общественное питание;
  • мебель;
  • товары и услуги для работ по озеленению;
  • оборудование для создания изображений;
  • внутреннее освещение;
  • проектирование, строительство и управление офисным зданием;
  • офисное компьютерное оборудование (мониторы, компьютеры, ноутбуки);
  • проектирование дорог, строительство и обслуживание;
  • сантехническое оборудование (водоснабжение);
  • освещение улиц, установка и обслуживание дорожного сигнального оборудования;
  • текстиль;
  • туалеты и писсуары;
  • транспорт;
  • стеновые панели;
  • инфраструктура утилизации сточных вод;
  • водонагреватели.

Каждый критерий представляет собой отдельный документ, в котором прописываются экологические требования (базовые и расширенные) к товарам, работам, услугам. Так, например, в критериях на оказание услуг по уборке (клининговым услугам) расширенными являются наличие системы экологического менеджмента (такой как EMAS или ISO 14001) и требований к персоналу.

Одним из экологических требований при осуществлении государственных закупок может стать использование экомаркировок. В России единственной признанной на международной арене маркировкой является «Листок жизни». Подтверждение соответствия товаров и услуг требованиям экологических стандартов в рамках программы «Листок жизни» осуществляется на основе анализа всех стадий жизненного цикла — от добычи сырья до утилизации. Решение о выдаче сертификата соответствия и разрешения на право применения экомаркировки принимается на основании положительного заключения экспертизы.

например

Весь персонал, выполняющий работы по уборке, должен регулярно проходить обучение по различным видам деятельности, входящим в их круг обязанностей. Программа тренингов должна включать обучение по средствам для уборки, используемому сбору отходов и другим аспектам, связанным со здоровьем и окружающей средой. При этом подрядчик должен вести записи о проведенных мероприятиях по обучению персонала и иметь возможность предоставить их по требованию заказчика.

Что мешает России

В России использование экологических требований не распространено по нескольким причинам. Первое — риски, связанные с ограничением конкуренции. Второе — отсутствие четкого руководства, недостаточная квалификация персонала и его непонимание, как эффективно внедрять экологические требования и критерии в процесс осуществления государственных закупок.

Так как госзакупки занимают значительную часть бюджета страны, государственные органы, продвигая и используя систему «зеленых» закупок, могут определить вектор качественного развития таких секторов экономики, как строительство, образование, здравоохранение, общественный транспорт и пр. Применение экологических требований и критериев позволит заказчику объективно определить экологические характеристики товаров и сделать выбор в пользу товара или услуги, безопасных для здоровья человека и оказывающих минимальную нагрузку на окружающую среду.

Рисунок. Виды продукции, указанные в Постановлении № 332, к которым предъявляются экологические требования

Таблица. Статус национального плана действий

Национальный план действий или принятый эквивалентный документ

23: Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания

Нет существующего НПД

5: Эстония, Греция, Венгрия, Люксембург, Румыния



[1] Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 2010 года № 332-ПП «Об экологических требованиях к качеству и техническим характеристикам продукции, закупаемой по государственному заказу города Москвы, и направлениях совершенствования систем экологической сертификации и аудита».