Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Проблемы финансового контроля в сфере закупок

 15.09.2017    № 4 • 2017    67080
Проблемы финансового контроля в сфере закупок

Артур Рахимагомедович МУРТАЗАЛИЕВ, руководитель Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан

Вовремя осуществленный контроль в сфере закупок позволяет предотвратить нарушения законодательства, в том числе и бюджетного, а также выявить риски и более тщательно и точно спланировать последующий финансовый контроль. Однако Закон № 44-ФЗ не разрешает многих ключевых вопросов в области осуществления контроля, что приводит к дублированию функций различными контрольными органами.

Проблема 1. Нечеткость понятия

На сегодняшний день в отношении закупок осуществляется мониторинг, контроль и аудит. Контролю в сфере закупок посвящена глава 5 Федерального закона № 44-ФЗ. Полномочия контрольных органов определены статьей 99 того же закона. Кроме того, Закон № 44-ФЗ предусматривает аудит в сфере закупок, осуществляемый контрольно-счетными органами (далее — КСО) всех уровней, но, к сожалению, не делает детального разграничения между ним и контролем, проводимым органами внутреннего государственного финансового контроля, а лишь указывает на то, что аудит проводится посредством проверок. Возникает вопрос: чем отличается аудит от контроля? Разъяснения Министерства экономического развития РФ не вносят ясности в этот вопрос. Кроме того, Закон № 44-ФЗ не дает четкого определения порядка осуществления аудита, фиксации фактов нарушений и, главное, порядка реализации результатов проводимых контрольно-счетными органами мероприятий по аудиту. Тем не менее их проверки выявляют нарушения законодательства о контрактной системе, по которым необходимо принимать меры административного воздействия. КСО, не обладая полномочиями по возбуждению административного производства, направляют материалы проверок в органы контроля в сфере закупок. Согласно статье 99 Закона № 44-ФЗ направляемые счетными органами материалы могут быть использованы только как информация, являющаяся основанием для проведения внеплановой проверки, что в конечном итоге приводит к дублированию контрольных мероприятий.

По нашему мнению, будет целесообразным законодательно определить четкое понятие аудита, его содержание, порядок действий при его осуществлении, форму и содержание итогового документа. Это позволит предотвратить дублирование проверок, уменьшить их количество и повысить эффективность контроля.

Проблема 2. Формальное исполнение полномочий

По поручению Правительства РФ субъекты РФ проводят мониторинг реализации муниципальными органами власти их полномочий по контролю в сфере закупок. В Республике Дагестан такой анализ ежеквартально осуществляет Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан. Результаты мониторинга позволили нам сделать вывод о неэффективности муниципального уровня контроля в целом.

В муниципалитетах органы контроля в сфере закупок в должной мере не осуществляют контрольных функций и полномочий. В основном они созданы только в целях реализации положений о согласовании заключения контракта с единым поставщиком и существуют лишь формально.

Органы контроля субъекта РФ ограничены в возможности осуществления контроля на уровне муниципалитетов, что не способствует повышению качества и эффективности осуществления муниципальных закупок. Кроме того, существует и такая проблема, как отсутствие в муниципалитетах достаточно квалифицированных специалистов.

По нашему мнению, необходимости в данном уровне контроля и создании дополнительных органов на муниципальном уровне практически нет. Этой же позиции придерживается Минэкономразвития России. В проекте внесения изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ предполагалось реформировать органы контроля в сфере закупок в муниципалитетах, передав полномочия по осуществлению данного вида контроля на уровень субъекта РФ.

Проблема 3. Невозможность контроля закупок, извещения по которым опубликованы

Также серьезным недостатком действующего закона о контрактной системе можно назвать отсутствие возможности осуществления контроля органами внутреннего государственного финансового контроля по закупкам, извещения о которых уже опубликованы.

В соответствии со статьей 99 Закона № 44-ФЗ возможность контроля по закупкам, извещения по которым опубликованы в единой информационной системе, до момента заключения контракта предоставлена только антимонопольному органу. Вместе с тем ФАС России осуществляет только процедурный контроль за закупкой, не проверяя порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта, наличие источников финансирования и обоснованности закупки. Существующая практика, когда органы внутреннего государственного финансового контроля вынуждены ждать окончания процедуры закупки и заключения контракта, даже если имеется информация о нарушениях законодательства, неоправданна и неэффективна.

Необходимо в корне изменить данную ситуацию, наделив органы ВГФК полномочиями по осуществлению проверок по опубликованным электронным аукционам в части реализации полномочий, закрепленных частью 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. Более того, в рамках этих полномочий необходимо ввести механизм рассмотрения жалоб. Данный порядок позволит в краткие сроки рассмотреть жалобу и предотвратить нарушения финансового характера (завышение Н(М)ЦК, отсутствие источников финансирования), что можно рассматривать как одну из форм предварительного контроля.

Принятие вышеуказанных предложений позволит в полной мере осуществить контрольные полномочия и повысит качество контроля закупок в целом по стране.