Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Связь финансового менеджмента, ВФК и ВФА

 01.05.2018    № 2 • 2018    16191
Связь финансового менеджмента, ВФК и ВФА

Оценку качества финансового менеджмента ГРБС Минфин Чувашии начал проводить еще с 2001 года, а система качества с проведением внутренних и внешних аудитов, сертифицированная на соответствие международному стандарту ISО 900, в органах власти республики была внедрена в 2008–2012 годах. Все это стало основой для внедрения в 2013 году внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита.

Светлана Александровна ЕНИЛИНА, заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики — министр финансов

Пионеры контроля

В Чувашии с начала осуществления бюджетной реформы развитию финансового менеджмента в госсекторе уделялось большое внимание. Минфин Чувашии одним из первых среди финансовых органов субъектов РФ начал проводить оценку качества финансового менеджмента ГРБС на основании формализованной процедуры:

  • в 2001–2004 годах — по 13 показателям, предусмотренным Методикой проведения оценки результативности и эффективности произведенных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики;
  • в 2005–2006 годах — по показателям, предусмотренным Стратегическим планом действий органов исполнительной власти Чувашской Республики для конкретного ГРБС;
  • в 2007–2010 годах — по показателям, предусмотренным ежегодными Сводными докладами о результатах и основных направлениях деятельности Кабинета министров Чувашской Республики для конкретного ГРБС;
  • с 2011 года по настоящее время — по 28 показателям, предусмотренным Порядком и Методикой оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

В то же время Минфин России оценку качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета проводил в 2006–2007 годах на экспериментальной основе и только с 2008 года на постоянной.

Кроме того, в целях повышения качества государственных услуг во всех органах исполнительной власти Чувашской Республики в 2008–2012 годах была внедрена система качества с проведением внутренних и внешних аудитов, сертифицированная на соответствие международному стандарту ISО 9000, оказавшая существенное положительное влияние на финансовый менеджмент в госсекторе. Ее внедрение позволило ГРБС:

  • оптимизировать основные и вспомогательные процессы своей деятельности (включая четкое распределение ответственности и полномочий и исключение дублирования функций);
  • систематизировать функции, унифицировать порядок оказания услуг и сократить административные барьеры;
  • повысить прозрачность своей деятельности, а также исполнительскую дисциплину и ответственность специалистов и др.

Таким образом, если на начальном этапе финансовый менеджмент рассматривался как инструмент контроля над бюджетными расходами, то с внедрением системы качества он понимается как система руководства финансами ГРБС, которая обеспечивает оптимальные способы использования ограниченных объемов бюджетных ресурсов для эффективного и результативного достижения целей, стоящих перед главным распорядителем бюджетных средств.

Одновременно с этим внедрение системы качества стало отправной точкой только для понимания важности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в процессе осуществляемой деятельности, поскольку главным распорядителям не удалось сохранить в полной мере полученные наработки из-за отсутствия системы подготовки специалистов в этой области и текучести кадров.

Новый виток развития

Новый импульс развития системы ВФК и ВФА Чувашия получила после изменения федерального законодательства. Речь идет о Федеральном законе от 23 июня 2013 года № 252‑ФЗ, которым были внесены существенные поправки в Бюджетный кодекс, в том числе введена статья 160.2-1, закрепившая бюджетные полномочия ГРБС по осуществлению внутреннего финансового контроля и аудита.

Во исполнение указанного закона в Чувашии были разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Минфина Чувашии как органа внутреннего государственного финансового контроля, а также регламентирующие деятельность ГРБС, в том числе:

1 порядок осуществления ГРБС внутреннего финансового контроля и аудита;

2 порядок проведения Минфином Чувашии анализа осуществления ГРБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Усиление контрольной функции в управлении финансами, осуществляемой в Чувашии для выявления, корректировки и предупреждения отклонений от заданных параметров состояния финансовых ресурсов, потоков, инструментов, а также оценки принимаемых в отношении них управленческих решений, было обусловлено современными вызовами и рисками и позволило существенно повысить уровень эффективности финансового менеджмента. Так, средний балл, характеризующий оценку качества финансового менеджмента ГРБС в 2011 году составил 80,7%, а в 2017 году — 86,6%, рост к 2011 году составил 5,9 процентного пункта.

Увеличение среднего балла свидетельствует о повышении качества деятельности ГРБС в области составления проекта бюджета, исполнения бюджета, учета и отчетности, осуществления контроля.

Задача сегодняшнего дня

На сегодняшний день в рамках проводимой Правительством Чувашии бюджетной политики перед ГРБС поставлена задача дальнейшего повышения качества финансового менеджмента. Решение данной задачи прежде всего связано с повышением качества ВФК и ВФА, поскольку только силами органов государственного финансового контроля обеспечить эффективное и результативное использование финансовых ресурсов не представляется возможным.

Оценку внутреннего финансового контроля и аудита, осуществляемого ГРБС, на постоянной основе Минфин Чувашии проводит со второго полугодия 2015 года — как в рамках комплексных проверок ГРБС, так и по отдельному плану в форме анализа информации и документов, содержащих перечень вопросов для оценки осуществления ГРБС внутреннего финансового контроля и аудита. Целью такого анализа является подготовка предложений, направленных на совершенствование системы ВФК и ВФА, повышение качества финансового менеджмента (управления общественными финансами) и снижение риска бюджетных правонарушений.

Как показывает практика, проведение анализа осуществления ГРБС внутреннего финансового контроля и аудита только на основании информации и документов, содержащих перечень вопросов для оценки осуществления ГРБС внутреннего финансового контроля и аудита, представляемых главным распорядителем по запросу Минфина Чувашии, не позволяет дать объективную оценку качеству осуществленного внутреннего финансового контроля и аудита. Дело в том, что отчеты об осуществлении внутреннего финансового контроля и финансового аудита не всегда содержат объективную оценку.

Результаты проводимого анализа показывают, что основная проблема ГРБС — это формальный подход к организации самой системы внутреннего финансового контроля, при котором допускается:

  • несоответствие локальных (ведомственных) документов, регламентирующих полномочия ГРБС, требованиям федерального и республиканского законодательства;
  • отсутствие перечня операций по бюджетным процедурам, имеющих высокую степень риска, в отношении которых необходимо проводить контрольные действия;
  • неосуществление контрольных действий в отношении отдельных бюджетных процедур (операций);
  • необеспечение функциональной независимости внутреннего финансового аудита (ввиду ограниченной численности аппарата ГРБС);
  • отсутствие отчетности о результатах внутреннего финансового аудита;
  • отсутствие порядка учета, ведения и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
  • подмена понятий «внутренний финансовый контроль по подведомственности» и «ведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений (автономных, бюджетных), находящихся в ведении ГРБС»;
  • непроведение своевременной актуализации локальных (ведомственных) документов и карт внутреннего финансового контроля и др.

По результатам анализа в адрес ГРБС Минфин Чувашии направляет предложения (рекомендации) по повышению качества организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита.

Вместе с тем по-прежнему проблемой для ГРБС остаются:

  • ограниченная штатная численность, в том числе квалифицированных специалистов в области внутреннего финансового контроля и аудита;
  • оптимизация расходов и ограничение денежных средств на переподготовку специалистов в области внутреннего финансового контроля и аудита.

На наш взгляд, нельзя сравнивать федеральные органы исполнительной власти с региональными и уж тем более с муниципальными (особенно с сельскими поселениями) и подходить к ним с одной системой мер. В регионах и муниципалитетах финансовые службы ГРБС очень часто представлены лишь одним сотрудником в лице главного бухгалтера. Таким образом, с учетом указанной особенности регионов и муниципалитетов на федеральном уровне необходимо выработать оптимальные подходы к осуществлению внутреннего финансового контроля и аудита на местах.

Определимся с понятиями

Современный термин «менеджмент» происходит от английского слова management — «управление», «руководство», «администрирование», «лидерство». В секторе государственного (муниципального) управления финансовый менеджмент представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих эффективность, результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетирования — составление проекта бюджета, его исполнение, учет и отчетность, контроль и аудит.

Важно

Наиболее объективно оценить осуществление полномочий по ВФК и ВФА возможно в ходе комплексной проверки ГРБС. То есть только тогда, когда при проведении контрольного мероприятия в программу проверки наряду с вопросами правильности (обоснованности) расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию программных и непрограммных мероприятий, функционирование ГРБС, предоставление межбюджетных трансфертов в бюджеты других уровней, в обязательном порядке включается вопрос проверки (анализа) осуществления ГРБС внутреннего финансового контроля и аудита. Очевидно, что такой подход позволяет определить взаимосвязь выявленных контрольным мероприятием нарушений с недостатками в организации системы внутреннего финансового контроля и аудита внутри ГРБС.

Учиться, учиться и учиться

Для повышения профессиональной грамотности государственных служащих Минфин Чувашии освещает вопросы осуществления внутреннего финансового контроля и аудита в рамках курсов повышения квалификации, проводимых образовательными учреждениями для органов государственной власти, администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.