Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Нас читают

Реформирование системы — улучшения на местах

 01.05.2018    № 2 • 2018    12119
Реформирование системы — улучшения на местах

Валерий Геннадьевич ГАВРИЛЮК, руководитель УФК по Новосибирской области

Информация доступна

Передача контрольных полномочий органам казначейства дала значимый плюс: у ревизоров стало больше предварительной информации — все сведения, необходимые для анализа хозяйственных операций, проводимых проверяемыми объектами, ревизоры в оперативном режиме получают из прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО «АСФК»). Раньше часть нужной информации Росфиннадзор получал от Федерального казначейства один-два раза в год по заключенным соглашениям. Теперь до выхода к объекту контроля ревизоры получают данные о нарушениях срока предоставления сведений о принятом бюджетном обязательстве в органы Федерального казначейства. Данные нарушения влекут ответственность, преду­смотренную Кодексом об административных правонарушениях.

Препоны для нарушений

Цель контрольной деятельности — это, во-первых, выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, во-вторых, предупреждение совершения нарушений. Но в идеале необходимо сделать так, чтобы совершить нарушение было физически невозможно. С 1 января 2017 года получатели федеральных средств обязаны сообщать территориальным органам Федерального казначейства о возникших денежных обязательствах в виде электронного документа в информационной системе «Электронный бюджет». Мы проверяем сведения о бюджетном обязательстве на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета над суммой неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода. В случае отрицательного результата контроля документ ПБС возвращается. По итогам контрольных мероприятий, проведенных в 2018 году, отмечается, что в результате проведения указанных процедур количество нарушений снизилось.

Ждем новый стандарт

Федеральное казначейство разработало Стандарт внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия», которым установлены общие правила, требования и процедуры внутренней организации деятельности контрольно-ревизионных подразделений Федерального казначейства при планировании, подготовке и назначении контрольного мероприятия, рассмотрении и реализации его результатов, а также подготовка актов, отчетов. Также ФК утвердило формы и требования к содержанию документов, составляемых должностными лицами казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Таким образом, организация деятельности и оформление документов осуществляются теперь в едином порядке и формате.

Однако данный стандарт не учитывает особенностей организации контрольного мероприятия проверки соблюдения требований Федерального закона № 44‑ФЗ. В настоящее время Федеральное казначейство разрабатывает Стандарт внутренней организации контрольного мероприятия «Проверка соблюдения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44‑ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“». В результате будут установлены общие правила и требования к осуществлению Федеральным казначейством контроля в сфере закупок, что позволит применять единые методы (способы) внутренней организации деятельности контрольно-ревизионных подразделений управлений, привлекаемых к контрольной деятельности сотрудников иных структурных подразделений управлений при организации и осуществлении деятельности по контролю в сфере закупок, в том числе при проведении иных проверок в финансово-бюджетной сфере, в которых деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд проверяется как одна из составляющих деятельности объектов контроля, а также определены вопросы, которые подлежат проверке.

Контрольные комиссии

Новшеством контрольной деятельности стало создание контрольной комиссии Федерального казначейства для объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения результатов проводимых контрольных мероприятий и выработки предложений для руководителя УФК о принятии решений о реализации результатов контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. Раньше, в Росфиннадзоре, решение о реализации результатов контрольных мероприятий принималось не коллегиально, а одним человеком — руководителем управления или его заместителем.

На практике при рассмотрении материалов проверок на контрольной комиссии выявленное нарушение анализируется более глубоко, чем описано в акте проверки. Важным моментом является также присутствие на заседании контрольной комиссии представителей проверяемых учреждений, и пояснения по тому или иному нарушению можно услышать, как говорится, из первых уст. Как правило, присутствующие со стороны проверяемого учреждения благодарят ревизоров за проделанную работу и за то, что открыли глаза на определенные моменты. Ведь когда, например, бухгалтеры из года в год делают одну и ту же рутинную работу, ошибки вполне возможны. И это тоже является профилактической мерой. В итоге контрольная комиссия может принять решение о реализации результатов проверки, а может и согласиться с доводами проверяемого учреждения об отсутствии нарушения.

Пилотная площадка

Проведение проверок в соответствии с частями 5, 8 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ позволяет осуществлять непрерывный контроль за использованием бюджетных средств на всех этапах их прохождения — от планирования и формирования начальной максимальной цены до фактического использования.

Необходимо отметить, что в настоящее время осуществление контроля за соблюдением требований Закона о контрактной системе совершенствуется и предполагается поворот в сторону отраслевого подхода и формирования профилей риска выборки объектов контроля. Так, в 2018 году акцент проведения контроля за соблюдением требований закона о контрактной системе делается на проверках планирования и осуществления закупок лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения», от 26 октября 2017 года № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения».

Федеральное казначейство определило алгоритм проведения таких контрольных мероприятий, который включает:

инструкцию «Анализ плана-графика закупок с использованием подсистемы „мониторинг закупок“ ЕИС (ИС „Анализ“) в части лекарственных препаратов»;

схемы проведения проверок.

Управление Федерального казначейства по Новосибирской области является пилотным управлением проведения проверок планирования и осуществления закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

Привлечение к ответственности

Важный аспект контроля — обеспечение неотвратимости наказания. Одной из мер бюджетного реагирования Федерального казначейства является направление предписания об устранении бюджетного законодательства. А в случае его неисполнения — привлечение к административной ответственности.

Вместе с этим при применении мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства возникают и проблемы. Так, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения. И если при осуществлении последующего финансового контроля выявляется нецелевое использование бюджетных средств, ответственность за которое преду­смотрена статьей 15.14 КоАП РФ, но совершено оно, предположим, в первой половине финансового года, а проверка осуществляется в конце следующего года, то от административной ответственности нарушитель уйдет.

Экспертиза возможна

Одной из проблем, с которыми мы сталкивались в 2017 году при планировании и проведении проверок, была нехватка специалистов для осуществления строительно-технических исследований и экспертиз. В марте нами получен сводный перечень экспертиз (исследований) на 2018 год, сформированный Федеральным казначейством совместно с федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ «ЦОКР») по результатам рассмотрения информации, представленной УФК (предварительные пожелания при планировании) по субъектам РФ. Сводный перечень сформировался с учетом возможностей ФКУ «ЦОКР», исходя из бюджетной сметы на командировочные расходы, фактической численности специалистов-экспертов и целесообразности проведения строительно-технических исследований (экспертиз) по некоторым объектам. При этом ФКУ «ЦОКР» проведена оптимизация количества заявок на проведение строительно-технических исследований (экспертиз), исключены наименее рискоемкие. Что касается наших потребностей, то они почти все удовлетворены, исключены только две экспертизы из девяти заявленных. В двух проверках уже приняли участие эксперты.

например

При обращении граждан в Фонд социального страхования с заявлением о получении либо изготовлении технических средств реабилитации в соответствии с действующим законодательством[1] им выдаются направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, с указанием наименования организации, в которую направляется инвалид для получения данных средств. Поставщики же определяются после проведения ФСС закупки конкурентным способом и заключения государственного контракта. Это приводит зачастую к тому, что направление выдается в одну организацию, а поставщиком услуг фактически по государственному контракту оказывается другая организация. Граждане отказываются от получения средств реабилитации, подают судебные иски, государственный контракт расторгается без исполнения обязательств по поставке ТСР. В 2017 году по итогам рассмотрения материалов контрольного мероприятия, проведенного управлением, на контрольной комиссии управления Фонду социального страхования было рекомендовано обратиться с предложениями в вышестоящую организацию по совершенствованию порядка, определенного постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240. На данный момент изменения в федеральный закон вносятся.

например

При проведении проверки соблюдения в 2016 году условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в виде имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в одном из муниципальных образований Новосибирской области выявлено, что обязательства по обеспечению достижения планируемых показателей не исполнены, а график реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не соблюден. А именно: 26 жилых помещений общей площадью 847,93 квадратного метра не предоставлены гражданам, жильцы не расселены.

Управление направило в муниципальное образование предписание с требованием устранить допущенные нарушения и обеспечить достижение запланированных региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда показателей. Однако муниципалитет не выполнил законные требования органа финансового государственного контроля. В связи с этим на должностное лицо, допустившее нарушение, составлен протокол об административном правонарушении.



[1] Статья 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункт 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240.