Как повысить эффективность борьбы с коррупцией

 01.05.2018    № 4 • 2018    1714
Как повысить эффективность борьбы с коррупцией

Мария Васильевна ВАСИЛЬЕВА, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия

Внутренний государственный финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством и его территориальными органами, является одним из важнейших элементов общей системы противодействия коррупции. В статье рассматриваются некоторые аспекты борьбы с этим явлением, которую ведут в Республике Бурятия сотрудники местного УФК.

По всем признакам

Борьба с коррупцией, в том числе в сфере расходования средств федерального бюджета, на современном этапе является одним из приоритетных направлений государственной политики. Исполняя бюджетные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля, Федеральное казначейство и его территориальные органы непосредственно участвуют в выявлении и профилактике коррупционных правонарушений.

Как следует из Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденного указом Президента РФ от 29 июня 2018 года № 378, к нарушениям, в которых могут усматриваться как признаки коррупционных нарушений, так и уголовных преступлений, могут быть отнесены нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, которые, в свою очередь, зачастую влекут нецелевое, неправомерное (незаконное) и неэффективное расходование бюджетных средств. Наряду с этим нарушения порядка ведения бюджетного учета и предоставления отчетности могут привести к незаконному отчуждению государственной собственности, неправомерному расходованию бюджетных средств.

Важно

Руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия является членом Комиссии при главе региона по противодействию коррупции, на заседаниях которой на постоянной основе обсуждаются результаты работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти республики в сфере противодействия коррупции, в том числе выявленные УФК по Республике Бурятия нарушения в финансово-бюджетной сфере, имеющие признаки коррупционных правонарушений.

Отсутствие взаимосвязи

Положения Федерального закона № 44-ФЗ направлены, в том числе, и на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Принятие нормативных правовых актов субъекта РФ, не учитывающих отдельные положения этого закона, и их произвольное толкование влекут неправомерное и неэффективное использование средств федерального бюджета, а также могут способствовать совершению коррупционных правонарушений.

Мы провели проверку использования в 2015–2016 годах средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы. В результате установлено, что Закон республики «О республиканском бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в рамках подпрограммы «Доступная среда» государственной программы республики «Социальная поддержка граждан (2014–2017 годы и на период до 2020 года)» предусматривает субсидии на иные цели в размере 14,4 миллиона рублей, в том числе на капитальные вложения в размере 3,3 миллиона рублей автономным учреждениям, которые, как известно, проводят закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. В результате средства субсидии израсходованы без использования конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ. В ряде случаев договоры заключались напрямую с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что не позволило обеспечить эффективность и результативность осуществления закупок. Это, по нашему мнению, потенциально влечет коррупционные и другие злоупотребления в сфере закупок.

например

Проверка использования средств федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, проведенная за 2015–2016 годы, установила неправомерное расходование средств в размере 1,5 миллиона рублей. Данное нарушение выразилось в предоставлении уполномоченным органом субсидии трем организациям — субъектам малого и среднего бизнеса — при отсутствии с их стороны фактических затрат на создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалида к рабочему месту (установка пандуса), и оснащение рабочего места (приобретение офисной мебели), подлежащих возмещению. На самом деле пандусы были установлены еще в 2013 году застройщиками зданий, а офисная мебель фактически не приобреталась, что подтверждено результатами встречной проверки.

По фактам хищения бюджетных средств в крупном размере Следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Бурятия были возбуждены уголовные дела по трем эпизодам в отношении двух представителей субъектов малого и среднего бизнеса. По приговорам районных судов республики они осуждены по части 3 статьи 159.2 Уголовного кодекса РФ с назначением наказания в виде штрафов в размере 200 тысяч рублей.

В ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля такие нарушения, предпосылками которых является принятие нормативных правовых актов субъекта РФ в отсутствие взаимосвязи с нормативными правовыми актами РФ. встречаются нередко. Кроме того, региональный правовой акт может содержать положения, допускающие необоснованно широкие пределы усмотрения, давать возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, а также необоснованного применения исключений из общих правил. Возможность необоснованного применения исключений из общих правил может появляться в том числе из-за отсутствия либо неопределенности условий или оснований принятия решения об исключении из общего порядка, а также из-за необоснованного их установления для граждан и организаций по усмотрению государственных органов.

например

Администрация муниципального образования, а также главный распорядитель бюджетных средств республики не обеспечили эффективное использование 8,4 миллиона рублей средств федерального бюджета. Деньги были израсходованы на страхование строительно-монтажных работ по объекту, по которому впоследствии не возмещен ущерб при наступлении страхового события, имеющего признаки страхового случая. В результате уничтоженный наводнением мост стоимостью 53,6 миллиона рублей вновь построен за счет бюджетных средств, тогда как мог быть восстановлен за счет страховой выплаты. В частности, из средств федерального бюджета в рамках исполнения государственной программы республики повторно получено 28,2 миллиона рублей.

В качестве примера можно привести нашу проверку соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров в рамках государственной программы РФ «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» за 2016 год. По результатам контроля установлено, что субсидия на мероприятие «Поддержка начинающих фермеров» направлена в полном объеме в размере 75,2 миллиона рублей только на оказание грантовой поддержки начинающих фермеров. В то же время вышеуказанная госпрограмма, правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающих фермеров, Закон республики «О республиканском бюджете на 2016 год» предусматривают оказание финансовой поддержки в виде предоставления грантов на поддержку по двум направлениям: создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам. Правительство же республики приняло постановление, которым утвержден порядок предоставления гранта и (или) единовременной помощи из республиканского бюджета на реализацию мероприятия «Поддержка начинающих фермеров (гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров)». Следовательно, уполномоченный орган исполнительной власти республики может выбирать направление предоставления поддержки, что и было реализовано конкурсной комиссией с формулировкой «ввиду уменьшения лимита средств государственной поддержки, отрицательного экономического эффекта от выделения средств в виде помощи на бытовое обустройство все средства направляются на грантовую поддержку фермеров». В результате искусственно созданы условия, ограничивающие права начинающих фермеров на получение поддержки из федерального бюджета в 2016 году по двум направлениям (по выбору), и не соблюдены положения государственной программы РФ.

Пробелы в законодательстве

На сегодняшний день представления и (или) предписания направляются объекту контроля по результатам проведенных контрольных мероприятий только в случаях установления нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (рисунок). Однако на практике встречаются ситуации, когда безнаказанными остается значительное количество нарушений норм гражданского, градостроительного, налогового и иных законодательств РФ, приведших к неправомерному расходованию средств. Органы внутреннего государственного финансового контроля не могут включать нарушения указанных норм в представления и (или) предписания без увязки с нормами, регламентирующими бюджетные правоотношения, так как это противоречит статьям 265 и 270.2 Бюджетного кодекса. Увязать же такие случаи с нарушением норм бюджетного законодательства не всегда представляется возможным. А безнаказанность, как известно, влечет повторение и увеличение числа нарушений. Надеемся, что предложенные изменения в Бюджетный кодекс, предполагающие расширение сферы государственного финансового контроля, усовершенствуют порядок реализации результатов контрольных мероприятий.

например

Проверка использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджету республики на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по выполнению мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», в администрации одного из муниципальных образований — участников мероприятия установила нарушения на общую сумму 71,4 миллиона рублей, в том числе нецелевое использование средств федерального бюджета — 7,7 миллиона рублей. Нецелевое использование выразилось в том, что средства, выделенные из федерального бюджета на строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников, были направлены на приобретение двух самосвалов, фронтального погрузчика и сварочного агрегата. Техника сразу после приобретения была передана администрацией муниципального образования в безвозмездную аренду коммерческой строительной компании на 15 лет.