Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Права коренных малочисленных народов не обеспечиваются

 11.01.2019       1684
Права коренных малочисленных народов не обеспечиваются

По итогам анализа реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в части обеспечения прав коренных малочисленных народов в 2013–2018 годах Счетная палата отметила риски нарушения правовых гарантий коренных малочисленных народов из-за несовершенства нормативно-правового регулирования данной сферы и недостаточной вовлеченности этих народов в решение вопросов, затрагивающих их права и интересы.

«В программах господдержки не участвует около 80% организаций коренных малочисленных народов, что свидетельствует о низкой вовлеченности институтов гражданского общества в партнерские отношения с государством», — заявила на Коллегии аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова.

Анализ действующего законодательства выявил отсутствие унифицированного подхода к обеспечению прав коренных малочисленных народов. «Правовые гарантии коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока значительно отличаются от правовых гарантий малочисленных народов, проживающих на иных территориях. В результате это формирует риски негативного отношения этих народов к оказываемой им государственной поддержке», — подчеркнула Татьяна Блинова.

Кроме того, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни коренных малочисленных народов не соответствуют понятию коренных малочисленных народов, установленному законодательством. В результате создаются риски оказания финансовой поддержки представителям народов, не относящихся к коренным малочисленным народам.

В 2013–2018 гг. общий объем финансирования мероприятий по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов за счет всех источников составил 2,8 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета в размере 1 млрд руб.

При этом в 2013–2018 гг. субъектами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета непосредственно организациям коренных малочисленных народов предоставлена поддержка на общую сумму 157,8 млн руб. (15,1% объема субсидий из федерального бюджета). Это значит, что большая часть субсидий из федерального бюджета (84,9%) расходуется без непосредственного участия коренных малочисленных народов, что не соответствует поставленной в Стратегии задаче об обеспечении условий для участия коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы.

Анализ соглашений о предоставлении субсидий, заключенных Федеральным агентством по делам национальностей с субъектами Российской Федерации в 2017-2018 гг., показал, что указанные в них мероприятия не конкретизированы и изложены в более широком понимании, чем задачи Стратегии. «Это создает риски потери целевой ориентации государственной поддержки и объективности контроля использования бюджетных средств», — отметила Татьяна Блинова.

Присутствующий на Коллеги заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Михаил Ипатов согласился с выводами Счетной палаты, отметив, что все замечания будут учтены при принятии новых правил распределения и предоставления субсидий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: «Они уже практически учтены. И я уверен, что последующее распределение субсидий будет направлено на конкретные мероприятия по улучшению качества жизни коренных малочисленных народов». Он также сообщил, что ФАДН России подготовило и внесло в Правительство Российской Федерации законопроект о реестре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. «Это реестр, который будет учитывать всех. Поэтому после принятия данного законопроекта у нас будет четкое понимание количества людей, на поддержку которых будет направлена субсидия», — подчеркнул он.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в действующее законодательство. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания и Федеральное агентство по делам национальностей.

Источник: Счетная палата РФ

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений