Добровольно — всегда лучше, чем принудительно

 12.03.2019    № 1 • 2019    412
Добровольно — всегда лучше, чем принудительно

Ильяс Якубович УГУРЧИЕВ, руководитель УФК по Республике Ингушетия

Реализация итогов контрольных мероприятий — один из самых сложных этапов контрольной деятельности. Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее — Управление) применяет эффективный механизм взаимодействия с региональными органами власти, что в значительной степени способствует устранению обозначенных в представлениях и предписаниях нарушений.

Результаты контрольных мероприятий

39.png

За 2018 год Управление провело 68 различных контрольных мероприятий, в том числе 12 обследований на предмет обоснованности представленных сметно-финансовых расчетов на капитальный ремонт. Анализ выявленных Управлением нарушений — на рисунке 1.

В адрес учреждений и организаций, допустивших нарушения, Управление направило 26 представлений и 5 предписаний на общую сумму 2,3 миллиарда рублей. Кроме того, по результатам проведенных контрольных мероприятий Управление подготовило и направило для согласования в Федеральное казначейство 26 проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения на общую сумму 478,9 миллиона рублей по выявленным фактам нецелевого использования бюджетных средств и нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Все материалы проверок, в ходе которых выявлены нарушения, переданы органам прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования и при необходимости иным правоохранительным органам для определения состава преступления и принятия дальнейших мер. Следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Ингушетия по материалам проверки Управления по факту нецелевого использования бюджетных средств возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица объекта контроля по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств».

29,5 млрд рублей — объем средств, проверенных УФК по Республике Ингушетия за 2018 год

Механизм контроля за исполнением представлений и предписаний

В целях оперативного устранения выявленных нарушений Управление осуществляет контроль за исполнением представлений и предписаний территориального управления во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Ингушетия.

Информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных Управлением в отношении региональных исполнительных органов государственной власти, ежеквартально направляется главе Республики Ингушетия, председателю Правительства Республики Ингушетия. Глава республики проводит расширенные заседания правительства с участием руководителей исполнительных органов власти, должностных лиц правоохранительных органов, органов прокуратуры и Совета безопасности Республики Ингушетия, на которых обсуждаются результаты проверок использования межбюджетных трансфертов федерального бюджета, причины выявленных нарушений, а также достаточность принятых мер по их устранению. В прошлом году в целях эффективного контроля за исполнением представлений и предписаний организован оперативный обмен информацией по устранению указанных в этих документах нарушений и недостатков между Управлением и Правительством Республики Ингушетия. Данный обмен информацией организован следующим образом:

Управление направляет в правительство:

  • реестры представлений (предписаний), находящихся на контроле и снятых с контроля;
  • сведения об органах исполнительной власти Республики Ингушетия, не представляющих исчерпывающие сведения (документы) по принятию мер и недопущению нарушений в дальнейшей деятельности;
  • аналитическую информацию по устранению нарушений;
  • в свою очередь, органы исполнительной власти направляют в Управление планы реализации представлений с указанием сроков, ответственных должностных лиц, способов устранения нарушений.

2,3 млрд рублей — общая сумма нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выявленных УФК по Республике Ингушетия за 2018 год

Добровольная уплата штрафов

40.png

Применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством РФ. За 2017–2018 годы по фактам более 50 административных правонарушений, выявленных Управлением, были составлены протоколы по различным статьям КоАП РФ. Количественная структура выявленных административных правонарушений представлена на рисунке 2. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях было вынесено 46 постановлений о назначении административного наказания, общая сумма наложенных штрафов составила 380 тысяч рублей.

Добровольная оплата штрафов лицами, привлеченными к административной ответственности, — во многом заслуга сотрудников юридического отдела Управления. Фактически работа по взысканию штрафов начинается с момента вынесения постановления о его наложении. Сотрудники юридического отдела проводят с ответственными представителями привлекаемого лица исчерпывающую беседу о порядке обжалования постановления и перспективах рассмотрения жалобы судом. При больших суммах наложенных штрафов привлекаемому лицу разъясняется его право на получение отсрочки (рассрочки) по оплате штрафа. При этом подчеркивается, что в случае обращения в суд с жалобой на постановление привлекаемое лицо вряд ли сможет воспользоваться правом на получение такой отсрочки (рассрочки).

Также разъясняются сроки для добровольной оплаты наложенного штрафа и, главное, последствия его неоплаты в установленные сроки (составление протокола по
статье 20.25 КоАП РФ и наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа). До истечения 60-дневного срока для добровольной оплаты штрафа сотрудники юридического отдела не менее двух раз и не позднее чем за десять дней до окончания указанного срока напоминают привлекаемому лицу о необходимости оплатить штраф.

Более 270 млн рублей перечислено из бюджета Республики Ингушетия в доход федерального бюджета по уведомлениям о применении бюджетных мер принуждения, сформированным и направленным УФК по Республике Ингушетия на основании решения Минфина России о взыскании

Алгоритм принудительного взыскания

В соответствии с действующим законодательством РФ, и в частности Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», принудительное исполнение судебных актов и актов специально уполномоченных органов, в данном случае постановлений Управления, осуществляет служба судебных приставов. За последние полтора года нам удалось выстроить деловые и продуктивные взаимоотношения с нашими коллегами из Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия. Заключено соглашение о взаимодействии, создана рабочая группа, налажен четкий живой контакт между ответственными сотрудниками.

Обязанность по осуществлению рабочих контактов со службой судебных приставов в Управлении, как и отслеживание сроков для добровольной оплаты наложенных штрафов, возложена на заместителя начальника юридического отдела. При этом протоколы по статье 20.25 КоАП РФ составляют сотрудники контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере. Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия также определен сотрудник отдела организации исполнительного производства, ответственный за разрешение возникающих вопросов с нашим ведомством.

Все постановления об административных правонарушениях, не исполненные в добровольном порядке, направляются в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия, которое в свою очередь направляет их в свои территориальные отделы по месту нахождения должников. По истечении примерно двух недель после направления постановления в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия заместитель начальника юридического отдела созванивается с соответствующим территориальным отделом службы судебных приставов, выясняет, кто из судебных приставов-исполнителей занимается принудительным исполнением постановления (исполнительные документы распределяются по территориальному признаку), и дальнейшую работу строит уже непосредственно с ним.

Также в рамках взаимодействия используется механизм рабочих групп. Рабочие встречи между нашими ведомствами проходят на уровне заместителей руководителей управлений. Кроме того, один раз в квартал подписываются акты сверок по результатам принудительного исполнения постановлений Управления.