НКО с иностранным финансированием. Совершенствование контроля

НКО с иностранным финансированием. Совершенствование контроля

 12.03.2019    № 1 • 2019    483
НКО с иностранным финансированием. Совершенствование контроля

В статье представлен анализ современной нормативно-правовой базы, регулирующей контроль некоммерческих организаций с иностранным финансированием, и обозначены возможные пути совершенствования контрольных механизмов.

Александр Николаевич ПЕТРОВ, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, кандидат экономических наук

Некоммерческие неправительственные организации, финансируемые из-за рубежа, активно проявляют себя в эпоху «цветных» или «бархатных» революций. Разработаны и продолжают отшлифовываться новейшие технологии целенаправленной дестабилизации и смены власти в различных странах без прямого военного вторжения, насилия или с минимальным его использованием. Они успешно апробированы в разных географических точках (Грузия, Украина, Ливия, Венесуэла и др.) Финансирование «бархатных» революций через такие некоммерческие организации (далее — НКО) западными странами практически не скрывается. Как правило, данные НКО с иностранным финансированием получают денежные гранты под вполне благовидными предлогами. Например, с целью «развития демократии», «повышения уровня правового воспитания», для развития «социально значимых проектов» и т. п. На деле же «развитие демократии» и привнесение «западных ценностей» в страну могут обернуться не только сменой правящей элиты или лидера, но и полным разрушением государства с погружением его в хаос гражданской войны. Вот почему вопросы финансового контроля со стороны государства за деятельностью таких НКО на сегодняшний день крайне актуальны. Проанализируем современную нормативно-правовую базу, регулирующую контроль НКО с иностранным финансированием с целью выявления возможностей совершенствования механизмов контроля.

Какую информацию раскрывают НКО

На все НКО, в том числе и с иностранным финансированием, распространяется действие Федерального закона «О бухгалтерском учете». Это означает, что подготовка и представление бухгалтерской отчетности осуществляются согласно установленным правилам. Помимо бухгалтерской отчетности НКО представляют информацию о своей деятельности органам государственной статистики в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282‑ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

НКО также предоставляют информацию о своей деятельности налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами. В этом отношении следует отметить, что согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

Федеральный закон от 20 июля 2012 года № 121‑ФЗ[1] внес существенные изменения в ряд законодательных актов РФ в части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента. Были введены положения, направленные на обеспечение повышения прозрачности деятельности таких НКО. Очень важное с точки зрения финансового контроля новшество коснулось введения обязанности НКО, выполняющей функции иностранного агента, проводить обязательный ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это требование распространилось и на годовую отчетность их структурных подразделений.

Еще одно нововведение затронуло учет доходов и расходов. Оно сводится к тому, что НКО, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, стали обязаны вести раздельный учет доходов, полученных от иностранных источников, и доходов от других источников. Аналогичное требование распространилось и на расходы, соответствующие этим доходам.

Важно

Важные изменения произошли и в отнесении информации о деятельности НКО к коммерческой тайне, и в обеспечении доступа к этой информации неограниченного круга лиц. Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, имеющей действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, регулируются Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 98‑ФЗ «О коммерческой тайне». Предметом коммерческой тайны у НКО не могут быть сведения о величине доходов и расходов, ее структуре, сведения о размерах и составе имущества НКО, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан.

На НКО, выполняющие функции иностранного агента, возложена обязанность представлять в Минюст России ряд отчетных документов. Перечень таких отчетов, сроки их представления и формы были утверждены приказом Минюста России[2]. Данным приказом установлено, что НКО, выполняющая функции иностранного агента, представляет в Минюст России непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов:

  • отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов один раз в полгода не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием полугодия, то есть 15 января и 15 июля;
  • отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, ежеквартально не позднее 15‑го числа месяца, следующего за окончанием квартала, то есть 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября;
  • аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Упрощенные правила представления информации предусмотрены для тех НКО, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников и если все поступления имущества и денежных средств в течение года составили не более трех миллионов рублей. Такие НКО представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее эти сведения и информацию о продолжении своей деятельности в произвольной форме.

НКО, выполняющие функции иностранного агента, обязаны один раз в полгода размещать в интернете или публиковать в средствах массовой информации отчет о своей деятельности в том же объеме, который представляется в уполномоченный орган или его территориальное отделение. Порядок и сроки размещения таких отчетов и сообщений были утверждены приказом Минюста России от 7 октября 2010 года № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций». Согласно порядку НКО ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, должны размещать в интернет все выше перечисленные отчеты. Они размещаются на информационных ресурсах Минюста России. Эти данные должны быть в интернете не менее одного года, а датой их размещения на информационных ресурсах Минюста России является дата предоставления открытого доступа к ним.

Важно

На 25 января 2019 года в реестре Минюста России зафиксировано 72 НКО с иностранным финансированием. Но снижение количества иностранных агентов не привело автоматически к пропорциональному снижению опасности, исходящей от противозаконной деятельности.

Необходимо усилить

Казалось бы, контроль достаточный. Более того, количество НКО с иностранным финансированием с момента принятия Закона № 121‑ФЗ сократилось почти в девять раз! На 25 января 2019 года в реестре Минюста России зафиксировано 72 таких НКО. Но снижение количества иностранных агентов не привело автоматически к пропорциональному снижению опасности, исходящей от противозаконной деятельности. Посмотрим на ситуацию сегодняшнего дня более пристально. Не так давно СМИ подробно писали о том, что через НКО собирались денежные средства для ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Возникает естественный вопрос: как при существующем контроле за деятельностью НКО такое возможно? Само возникновение такого вопроса говорит о том, что используемые на сегодняшний день средства контроля необходимо продолжать совершенствовать. Стоит заметить, что контроль за деятель­ностью аналогичных организаций за рубежом гораздо более жесткий, чем у нас в стране.

внимание

Контроль за деятель­ностью некоммерческих обществ с иностранным финансированием за рубежом гораздо более жесткий, чем у нас в стране.

Конкретные меры

По результатам вышеприведенного анализа существующей в России системы контроля за деятельностью НКО с иностранным финансированием предлагаются следующие направления ее совершенствования.

1 На НКО с иностранным финансированием распространяется действие Закона № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», значит, согласно статье 19 они обязаны осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни, а поскольку они подлежат еще и обязательному аудиту, то и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, достоверность данных, содержащихся в представляемых отчетах, согласно приказу Минюста России № 50 должна быть официально подтверждена руководителем службы внутреннего контроля.

Внешние аудиторы при подготовке аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности руководствуются Законом № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также Международными стандартами аудита (МСА) 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» и 706 «Разделы „Важные обстоятельства“ и „Прочие сведения“ в аудиторском заключении». Однако МСА на территории страны применяются с учетом ее юрисдикции. Это означает, что необходимо законодательно обязать аудиторов, которые выражают свое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности не абсолютно, а лишь во всех существенных отношениях, сообщать обо всех, даже несущественных искажениях, вызванных преднамеренными и недобросовестными действиями, не только в Минюст, но и в органы финансового контроля субъекта.

Статьей 10 Закона № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривается проведение внеплановых проверок, и одной из причин их назначения называется угроза безопасности государства. Необходимо законодательно установить, чтобы по сигналам от внешних аудиторов, юридических и физических лиц о подозрительных операциях таких НКО проводилась внеплановая проверка контрольным органом субъекта РФ и в случае обнаружения финансовых злоупотреблений информация передавалась в ФСБ.



[1] Федеральный закон от 20 июля 2012 года № 121‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

[2] Приказ Минюста России от 16 апреля 2013 года № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».