Минкультуры нанимает проектировщиков низкой квалификации

Минкультуры нанимает проектировщиков низкой квалификации

 22.03.2019       958
Минкультуры нанимает проектировщиков низкой квалификации

Счетная палата отмечает низкое качество реализации федеральной адресной инвестиционной программы по направлению сохранения культурно-исторического наследия. Проверка* выявила недостатки и нарушения практически на всех этапах реализации инвестпроектов.

Объем бюджетных инвестиций на федеральные объекты** Дирекции Минкультуры в последние годы постоянно увеличивается. Общее финансирование за 2016-2018 годы составило 7 млрд рублей, а сумма неизрасходованных средств возросла в 28 раз. «Остатки неизрасходованных Дирекцией Минкультуры*** бюджетных инвестиций за 3 года выросли со 100 млн до 2,8 млрд рублей. За 2018 год не использовано 80% доведенных средств», — сообщил на Коллегии аудитор Михаил Мень. Неизрасходованные средства ведомство вернуло в бюджет.

Растущие остатки — это результат несвоевременного ввода объектов в эксплуатацию. В установленный срок на 2017-2018 годы Дирекцией не были завершены 13 из 14 проектов. На начало 2019 года так и не реализованы 12 проектов****, срок завершения которых истек.

Основная причина сложившейся ситуации в низкой компетенции компаний-проектировщиков. По мнению Счетной палаты, Дирекция предъявляла недостаточные требования к опыту претендентов на участие в госзакупках. В результате проекты 6 из 11 строящихся объектов нужно доработать и провести повторную госэкспертизу, поскольку ошибки и недостатки в расчетах не позволяли продолжить работу. При этом корректировка проекта, как правило, приводит к затягиванию сроков строительства, удорожанию объектов и дополнительным бюджетным расходам.

«Например, при корректировке 3 проектов — Музейного комплекса в Рязани, Музея космонавтики в Калуге и Художественных мастерских Большого театра сметная стоимость строительства увеличилась на 45% или на 1,6 млрд рублей. Причем, в случае Большого театра стоимость возросла более чем на 90% — почти на 900 млн рублей», — пояснил аудитор.

Однако провести такую работу над ошибками смогут не все проектировщики — некоторые объявили себя банкротами и уже проходят ликвидацию, другие в любой момент могут объявить о своей финансовой несостоятельности. Это стало возможно из-за несовершенства закона о контрактной системе. В нем не прописан обязательный предквалификационный отбор участников конкурса по проектированию. Счетная палата рекомендует Правительству рассмотреть данный вопрос.

Кроме того, Счетная палата выявила многократные нарушения федерального законодательства. В частности, Дирекция приняла и оплатила фактически не выполненные работы на 51,4 млн рублей. Всего контрольный орган оценил экономический ущерб и риски ущерба почти в 57 млн рублей. По каждому пункту Счетная палата подготовила обращение в Генпрокуратуру.

По мнению Счетной палаты, Министерство культуры формально отнеслось к контролю за использованием бюджетных средств.

Михаил Мень подчеркнул, что показатели для адекватной оценки выполнения задачи по направлению инвестиций в Федеральной целевой программы «Культура России» отсутствуют. Отдельные показатели результативности по инвестпроектам не установлены. Все это существенно затрудняет оценку эффективности программы.

Представители Министерства культуры с выводами аудитора согласились. «Минкультуры обеспечит надлежащее выполнение всех предписаний Счетной палаты и возьмет на особый контроль выполнение со стороны подведомственного учреждения. Сейчас вся проектная документация проходит двойной контроль на соблюдение графика работ и сметы стоимости», — заявил заместитель министра культуры Сергей Обрывалин на Коллегии. Он добавил, что в начале 2018 года ведомство провело собственный мониторинг работы своих Дирекций и также нашло серьезные недостатки в их работе. В итоге был уволен руководящий состав сразу двух — Московской и Северо-Западной.

По поручению Президента РФ проведен аудит эффективности на закупку проектно-изыскательских работ инженерных сетей «Ансамбля Новодевичьего монастыря». Здесь ответственный исполнитель — Минстрой России, а госзаказчик — ФАУ «РосКапСтрой», единственный исполнитель — ООО «Строительная компания «Под ключ». Цена проектно-изыскательских работ составила 58,7 млн рублей, срок проведения — до 20 декабря 2018 года. Однако на 1 марта 2019 года они так и не были проведены. Израсходовано 20% выделенных средств. Более того, по итогам аудита обоснованность цены контракта не подтверждена.

Причиной срыва сроков проектных работ также является отсутствие опыта проектировщика по выполнению соответствующих работ и, как следствие, низкое качество проекта со множеством замечаний государственной экспертизы.

Отсутствие на сегодняшний момент результата в виде готового проекта и допущенные госзаказчиком нарушения законодательства о контрактной системе указывают на неэффективное расходование бюджетных средств на закупку проектно-изыскательских работ «Ансамбля Новодевичьего монастыря».

В связи с этим Михаил Мень обратил внимание коллег, что в градостроительное законодательство два года назад внесены изменения, предусматривающие усиление ответственности участников строительного рынка и саморегулируемых организаций перед заказчиками, в том числе по контрактам для государственных нужд. Он добавил, что СРО в сфере проектирования сформированы компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств, за счет средств которых осуществляется возмещение ущерба в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации своих обязательств. «В существующей ситуации с качеством проектирования, с одной стороны, возникает вопрос к СРО, которые не контролируют исполнение своими членами взятых обязательств. С другой стороны, к госзаказчикам, которые обязаны обеспечить эффективное расходование бюджетных средств. Таким образом, не обеспечивается реализация данного инструмента ответственности проектных организаций, что формирует риски ущерба экономическим интересам государства», — резюмировал Михаил Мень.

Коллегия приняла решение направить доклад Президенту Российской Федерации, информационные письма — в Правительство Российской Федерации, Минкультуры России, Минстрой России, Федеральную антимонопольную службу и Росстат. Также обращение будет направлено в Генеральную прокуратуру, а представления — в Дирекцию по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры и в ФАУ «РосКапСтрой» Минстроя России. Отчеты — в палаты обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Справочная информация:

*«Проверка правомерности и результативности использования в 2016 — 2018 годах бюджетных инвестиций и внебюджетных источников, а также средств федерального бюджета, направленных на сохранение культурно-исторического наследия, с учетом поручения Президента Российской Федерации от 11 августа 2018 г. № Пр-1448»

** Всего в ведении Дирекции 18 объектов: 12 музеев, 3 театральных объекта, 3 образовательных учреждения (объем инвестиции проанализирован по 17 объектам, без учета объекта Третьяковской галереи, проверенного Счетной палатой в 2018 году)

*** Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ — госзаказчик по профильным объектам капитального строительства в рамках ФЦП «Культура России» и ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года»

**** Усадьба Старое Озеро г. Ростов; комплекс зданий Литературного института; Берегоукрепление бухты Севастополь; школа-студия Моисеева; Академическое художественное училище; Фондохранилище в г. Торжок (Тверская область); Музей космонавтики (Калуга); Музейный комплекс г. Рязань; Мастерские Большого театра; объекты размещения Большого театра; Мемориальный комплекс Медное в Тверской области; Мемориальный музей Чайковского

Источник: Счетная палата РФ