УФК инициировало процесс организации муниципального контроля

УФК инициировало процесс организации муниципального контроля

 31.05.2019    № 2 • 2019    411
УФК инициировало процесс организации муниципального контроля

В большинстве муниципалитетов Республики Тыва в 2016-—2017 годах муниципальный контроль не осуществлялся. О том, какая работа была проведена региональным управлением Федерального казначейства для исправления ситуации, рассказывается в статье.

Солангы Николаевна СААЯ, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, кандидат экономических наук

Анализ исполнения бюджетных полномочий органов контроля субъекта РФ и муниципальных образований (далее — Анализ), проведенный Управлением Федерального казначейства по Республике Тыва (далее — УФК), показал, что органы муниципального контроля созданы лишь в некоторых муниципальных образованиях региона. Так:

  • в 2016 году органы контроля были созданы в пяти муниципальных образованиях, что составляет около 4% от общего количества муниципальных образований (143);
  • в 2017 году — в 22 муниципальных образованиях, или в 15% от их общего количества;
  • в 2018 году — в 20 муниципальных образованиях, остальные 123 муниципальных образования передали полномочия на уровень муниципального района.
27-2.png

Таким образом, муниципальный контроль стал осуществляться во всех без исключения муниципальных образованиях региона (рисунок 1).

Внимание

Отсутствие органов контроля в муниципальных образованиях приводило к неисполнению ими бюджетных полномочий. При этом необходимо отметить, что муниципальный финансовый контроль предусмотрен бюджетным законодательством и является неотъемлемой частью финансового контроля в РФ.

Практика создания органов контроля

Для решения вопроса организации в муниципальных образованиях финансового контроля в 2017 году УФК был разработан План мероприятий. В соответствии с ним в адрес Правительства Республики Тыва и глав муниципальных образований были направлены обращения о принятии мер по созданию городскими и сельскими поселениями органов контроля или передаче бюджетных полномочий на уровень района. Кроме того, были организованы совещания на уровне Правительства Республики Тыва с представителями Министерства финансов, Министерства юстиции, Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, а также с главами администраций муниципальных районов и финансовыми органами по вопросам организации исполнения бюджетных полномочий; проведены семинары и видеоконференции.

Вывод

Проведенный УФК Анализ и обобщение его результатов дали начало активному процессу организации исполнения бюджетных полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю путем создания соответствующих органов либо передачи полномочий на уровень муниципальных районов.

В 2018 году УФК организовало межведомственную конференцию для представителей контрольно-ревизионных органов Республики Тыва по теме «Актуальные вопросы реализации полномочий контрольно-ревизионными органами Республики Тыва», где вопросам осуществления государственного и муниципального финансового контроля была посвящена отдельная секция. Работа секции была направлена на оказание практической и методической помощи созданным органам муниципального финансового контроля. По итогам конференции органам контроля было предложено организовать межведомственное информационное взаимодействие по вопросам внедрения современных технологий, автоматизации процессов планирования проверок, формирования отчетностей и проведения обучающих семинаров. А также создать интернет-площадку для обсуждения проблемных тем муниципального финансового контроля. С целью унифицирования подходов к осуществлению контроля было рекомендовано внедрить в практику стандарты, порядки и классификатор нарушений.

Распоряжением Правительства Республики Тыва от 13 июля 2018 года № 299р создана рабочая группа по координации и организации деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля в Республике Тыва по осуществлению ими бюджетных полномочий во главе с заместителем председателя Правительства Республики Тыва А. В. Брокертом, в состав которой вошли представители УФК, Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, Министерства финансов и Министерства юстиции Республики Тыва, администраций муниципальных районов. Рабочая группа разработала и утвердила дорожную карту по координации и организации деятельности по осуществлению органами внутреннего муниципального финансового контроля в Республике Тыва бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 269.2 и пунктом 4 статьи 157 БК РФ. Дорожная карта, в частности, включала в себя:

разработку и заключение типовых соглашений по передаче сельскими поселениями отдельных полномочий на уровень муниципального района;

разработку типовых форм решений муниципального образования о передаче полномочий, распоряжений (постановлений) администрации муниципального образования о закреплении органа контроля;

разработку и утверждение типового порядка осуществления органами контроля полномочий, типового регламента исполнения функции по контролю, типовых стандартов, шаблонов документов (акта проверки, предписаний, представлений и иных документов), методических рекомендаций по планированию;

анализ достаточности штатных единиц по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальных образованиях и их финансового обеспечения;

проведение совместных совещаний, обучающих семинаров для органов внутреннего муниципального контроля.

Основные недостатки муниципального контроля

В ходе осуществления Анализа в 2018 году УФК выявило недостатки при осуществлении полномочий органами муниципального финансового контроля. Структура выявленных нарушений приведена на рисунке 2.

29.png

Результаты Анализа показали, что исполнение бюджетных полномочий не в полной мере соответствует требованиям бюджетного законодательства РФ. Это свидетельствует о недостаточно высоком уровне организации указанной работы в большинстве муниципальных образованиях. По итогам Анализа УФК направило заключения каждому органу контроля с предложениями и рекомендациями по совершенствованию контроля и надлежащему исполнению их бюджетных полномочий.

Федеральное казначейство ищет варианты решения упомянутых в статье проблем. В частности, разрабатывает единое нормативно-правовое регулирование и единые стандарты осуществления финансового контроля, что будет способствовать эффективному управлению бюджетными рисками.