В 2023 году исполняется 100 лет со дня образования Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ. Об истории становления внутреннего государственного финансового контроля в Чеченской Республике рассказывает Султан Хумаидович Тагаев, заместитель председателя Правительства Чеченской Республики — министр финансов Чеченской Республики.
Деятельность Контрольно-ревизионного департамента Министерства финансов Чеченской Республики берет свое начало со времен Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики (ЧИАССР). Основы системы финансового контроля на территории Чеченской Республики были заложены в 1956 году, с создания Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РСФСР по ЧИАССР, которое успешно функционировало до 1991 года.
В связи с известными событиями на территории Чеченской Республики в период с 1991 по 1994 год работа КРУ Минфина РСФСР по ЧИАССР была приостановлена. В 1994 году в рамках соглашения Министерства финансов РФ и Министерства финансов Чеченской Республики Ичкерии было создано Контрольно-ревизионное управление по Чеченской Республике, на которое был возложен контроль всех средств. Через четыре года, в 1998 году, организован Департамент финансового государственного контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации без юридического статуса и структуры КРУ.
В начале 2000 годов в Чеченской Республике экономика была полностью разрушена, уничтожена вся инфраструктура. В этих условиях Ахмат-Хаджи Кадыров, взяв на себя высочайшую ответственность, возглавил администрацию Чеченской Республики. Вопреки мнению многих скептиков новый глава сумел остановить кровопролитие и направить чеченское общество на путь мира и созидания.
После окончания военных действий в Чеченской Республике, 27 июня 2000 года, указом главы администрации Чеченской Республики было воссоздано Министерство финансов Чеченской Республики, и в этом же году был создан контрольно-ревизионный отдел. Наши сотрудники-ветераны рассказывали, что строить и финансовую, и контрольную системы им пришлось практически с нуля, работали в очень сложных условиях. Все, что было наработано годами, утеряно, система полностью разрушена. Специалисты разъехались, приходилось искать их и уговаривать приехать в республику. Тогда мало кто соглашался вернуться, люди помнили пережитый страх, инфраструктура еще не была налажена, не платили зарплату. Вся работа шла на голом энтузиазме. Однако удалось начать восстановление базовых отраслей экономики.