Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Стратегический подход к аудиту в практике КСП Волгограда

Необходимость достижения национальных целей вносит свои изменения в подходы как к государственному, так и к муниципальному управлению. Органы местного самоуправления должны не только реализовывать мероприятия национальных проектов, но и смещать акценты своей деятельности на диагностику возникающих при этом проблем и поиск их оперативных решений. По мнению сотрудников Контрольно-счетной палаты Волгограда муниципальным контрольно-счетным органам необходимо включаться в эту работу и помимо роли ревизора начать выполнять роль партнера органов местного самоуправления, используя передовые практики аудита для оказания содействия в достижении национальных целей и целей национальных проектов.

Александр Иванович МОРДВИНЦЕВ, председатель Контрольно-счетной палаты Волгограда, кандидат экономических наук, доцент

Елена Васильевна НАДТОЧИЙ, начальник сводно-аналитического отдела Контрольно-счетной палаты Волгограда, кандидат экономических наук

Дмитрий Сергеевич ПОЛЯКОВ, аудитор Контрольно-счетной палаты Волгограда

Необходимость достижения национальных целей вносит свои изменения в подходы как к государственному, так и к муниципальному управлению. Органы местного самоуправления должны не только реализовывать мероприятия национальных проектов, но и смещать акценты своей деятельности на диагностику возникающих при этом проблем и поиск их оперативных решений. По мнению авторов статьи, муниципальным контрольно-счетным органам необходимо включаться в эту работу и помимо роли ревизора начать выполнять роль партнера органов местного самоуправления, используя передовые практики аудита для оказания содействия в достижении национальных целей и целей национальных проектов.

Счетная палата РФ согласно стратегии своего развития планирует наращивать долю стратегического аудита в общем объеме контрольных и аналитических мероприятий. Разрабатывается и соответствующее методологическое обеспечение реализации полномочия по стратегическому аудиту. Как указано в документе «Основные направления деятельности СП РФ на 2019–2021 годы», Счетная палата планирует развивать взаимодействие с региональными и муниципальными КСО и оказывать им консультативную и методическую помощь в проведении стратегического аудита. Несмотря на то что последний сейчас не входит в перечень полномочий муниципальных КСО, на наш взгляд, использование элементов стратегического подхода к аудиту целесообразно уже сегодня.

Согласно материалам конференции ИНТОСАИ (Московская декларация. XXIII Конгресс ИНТОСАИ), которая проходила в Москве в сентябре 2019 года, стратегический подход к аудиту — это оценка зрелости системы управления (соответствие целей, задач, показателей и т. д. стратегических документов), реализации стратегических документов, выявление рисков недостижения целей развития, сигнализация органам власти об этих рисках и разработка предложений по управлению ими. Стратегический подход к аудиту реализуется в ходе разных мероприятий по отдельным темам и предусматривает их проведение независимо друг от друга. Данные мероприятия могут основываться на различных методологиях (экспертно-аналитические, контрольные мероприятия, аудит эффективности). В совокупности анализ результатов таких мероприятий дает возможность сделать выводы, отражающие комплексную проблематику проверяемой сферы, и сформировать предложения, имеющие стратегическое значение (рисунок 1).

18.jpg

По нашему мнению, выводы КСО, отражающие комплексную проблематику проверяемой сферы, и предложения, имеющие стратегическое значение, в конечном итоге должны способствовать системному управлению территорией (рисунки 2, 3).

19.jpg

20.jpg

Рассмотрим опыт Контрольно-счетной палаты Волгограда (далее КСП, Палата) по формированию предложений по итогам мероприятий с использованием элементов стратегического подхода к аудиту.

Пример 1

В 2019 году Палата провела два мероприятия в сфере строительства:

1) экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ незавершенного строительства в Волгограде по состоянию на 1 января 2019 года»;

2) контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на создание объектов капитального строительства в Волгограде».

По их итогам КСП сформулировала свои предложения.

1) В частности, Палата рекомендовала формировать муниципальные программы по строительству объектов социальной сферы на основе документов стратегического и территориального планирования, а также программы комплексного развития социальной инфраструктуры в Волгограде, утвержденной на 2019–2025 годы. На ближайшее время рекомендовано рассмотреть вопрос о пересмотре местных нормативов градостроительного проектирования (возможно, необходима их корректировка). По мнению КСП, взаимосвязи всех документов стратегического и территориального планирования в части строительства объектов в сфере образования может способствовать единая информационная система строительного комплекса на территории Волгограда. Наличие и использование такого инструмента управления позволит упростить планирование и исполнение процедур, сделать сферу строительства контролируемой. При этом Палата установила, что функция по развитию такой информационной системы имеется у Комитета по строительству Администрации Волгограда, но не реализовывалась.

2) Также Палата предложила разработать муниципальные правовые акты с учетом представленных аудиторами примеров лучших практик других муниципальных образований, регламентирующих:

  • процессы передачи объектов и определение их балансодержателей с учетом технических характеристик всего создаваемого имущества, а не только здания;
  • порядок действий при списании, демонтаже, ликвидации объектов незавершенного строительства.

Реализация данных предложений будет способствовать организации системной работы по сокращению объема и количества объектов незавершенного строительства.

Аналогичные предложения были высказаны Л. И. Балашевой в предыдущем номере журнала «Финконтроль». В частности, председатель КСП города Краснодара отмечала необходимость единообразного рамочного нормативно-правового регулирования порядков:

  • списания затрат по объектам незавершенного строительства и непригодным для дальнейшего строительства;
  • приема-передачи документов и их состава при смене руководителя организации в бюджетном секторе.

Пример 2

В 2018–2019 годах Палата провела контрольные мероприятия в социальной сфере:

1) «Проверка эффективности использования в 2017 году финансовых средств муниципальными образовательными учреждениями Волгограда, осуществляющими предоставление дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам»;

2) «Проверка отдельных вопросов деятельности в 2018 году муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных комитету молодежной политики и туризма Администрации Волгограда, в том числе эффективности управления муниципальным имуществом Волгограда, находящимся в их оперативном управлении».

По итогам КСП предложила разработать муниципальную программу по развитию материально-технической базы МОУ Волгограда, предусматривающую проведение капитального ремонта и реконструкции зданий. Данное предложение частично реализовано. В программе «Развитие образования на территории Волгограда» предусмотрены расходы на проведение капитального ремонта зданий МОУ в целях развития их материально-технической базы.

Пример 3

По итогам проверки исполнения работ по благоустройству общественных территорий в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Формирование современной городской среды» КСП выявила проблемы по содержанию вновь созданных объектов благоустройства, а именно отсутствие достаточного объема финансирования на данные цели. В таких условиях высока вероятность рисков утраты или ухудшения состояния объектов (общественных территорий) и, как следствие, неэффективного использования бюджетных средств, связанных с расходами на создание объектов и на восстановление их надлежащего состояния. Палата предложила предусматривать в бюджете Волгограда дополнительные ассигнования учреждениям, осуществляющим содержание объектов благоустройства, на их содержание.

Пример 4

В заключении о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Волгограда за 2018 год Палата отметила отсутствие детального анализа вклада муниципальных программ в достижение приоритетных целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Волгограда до 2030 года. Также Палата предложила альтернативные варианты достижения стратегических целей. В целях повышения эффективности бюджетных расходов для достижения стратегических целей развития Палата рекомендовала рассмотреть целесообразность и возможность отбора муниципальных программ Волгограда в качестве пилотных для внедрения проектного управления их реализации.

Пример 5

В заключении о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Волгограда за 2019 год Палата указала на отсутствие единого подхода по отражению муниципальной составляющей региональных проектов в паспортах муниципальных программ.

С целью определения единого подхода к отражению федеральных (региональных) проектов в паспортах муниципальных программ Контрольно-счетная палата Волгограда предложила рассмотреть целесообразность закрепления соответствующей нормы в муниципальных правовых актах.

Местное самоуправление под контролем

Важно отметить, что для реализации предложений Палаты, сформулированных по итогам проведения мероприятий, мы тесно взаимодействуем с руководством органов местного самоуправления. Так, комитеты Волгоградской городской думы проводят анализ достаточности (недостаточности) мер, принятых Администрацией Волгограда по устранению выявленных КСП нарушений и недостатков. Кроме того, исполнение Администрацией Волгограда части предложений Палаты при необходимости ставится на внутренний контроль профильных комитетов Волгоградской городской думы.


Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено