Содержание номера
В портфеле проектов Федерального казначейства с реализацией до 2030 года значится проект по совершенствованию механизма осуществления производств по делам об административных правонарушениях. В плане реализации Стратегической карты Федерального казначейства на
О проблемах передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на уровень субъекта РФ и возможных путях их решения рассказывает председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута Владислав Игоревич Жуков.
Более 13 лет государственные и муниципальные учреждения страны бухгалтерский учет вели в соответствии с Инструкциями по применению Плана счетов соответственно казенных, бюджетных и автономных учреждений. С 1 января 2026 года эти документы утрачивают силу, а бюджетный (бухгалтерский) учет учреждений государственного сектора будет осуществляться на основании федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. Об грядущих изменениях для контролеров рассказала Мария Александровна Волчкова, начальник Контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода.
Коллектив ученых Финансового университета при Правительстве РФ задался целью разработать методологические подходы к контроллингу в государственном секторе как стратегическому инструменту управления. О результатах этой работы рассказала заместитель заведующего кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» финансового факультета университета при Финансового университета , доктор экономических наук, профессор Елена Алексеевна Федченко. Исследование выполнено за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Взаимодействие органов внешнего муниципального финансового контроля с органами местного самоуправления напрямую влияет на качество управления муниципальными ресурсами. О том, как сделать это взаимодействие более эффективным, — в статье Людмилы Ивановны Балашевой, председателя КСП города Краснодара.
В рамках прокурорского надзора как самостоятельное направление формируется прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере закупок. Такой надзор носит комплексный характер. В ходе его прокурор использует все предоставленные ему возможности для обеспечения эффективности использования бюджетных средств, развития конкуренции, противодействия коррупции. Подробнее — в статье прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Челябинской области Алины Александровны Герак.
В условиях современного экономического климата оптимизация сбора неналоговых доходов приобретает особую актуальность. Управление дебиторской задолженностью играет в этом процессе ключевую роль, и работа главных администраторов доходов (ГАД) приобретает стратегическое значение. В статье начальника Службы финансового надзора Республики Крым Антона Анатольевича Калькова рассмотрены актуальные аспекты управления дебиторской задолженностью по доходам бюджетов и предложены практические меры по ее сокращению.
В правоприменении Кодекса об административной ответственности у финансовых контролеров накопилось много проблем. По мнению профессионального сообщества, есть нормы, которые требуют корректировки. В настоящее время методологи финансового контроля с учетом обращений и предложений практиков и объектов финансового контроля разработали ряд изменений в КоАП РФ. О том, какие корректировки предлагает методолог, рассказали на онлайн-семинаре «Развитие системы финансового контроля и аудита в бюджетной сфере», организованном учебным центром «Бюджет». Пока это только рамочное обозначение изменений.
Контроль за процессами, связанными с предоставлением и использованием межбюджетных трансфертов муниципальными образованиями — приоритетное направление в работе Счетной палаты Новгородской области. О результатах некоторых контрольных мероприятий по данной тематике рассказывает аудитор Счетной палаты Новгородской области Николай Николаевич Калинин.
Распоряжением Правительства №
Механизм межбюджетных трансфертов должен не только устранять бюджетный дисбаланс, но стимулировать муниципалитеты на достижение приоритетов, установленных субъектами РФ. Какая форма поддержки местных бюджетов в рамках межбюджетных отношений наиболее эффективна? О своих выводах рассказывают председатель Контрольно-счетной палаты Тверской области Татьяна Владимировна Ипатова и аудитор Александр Анатольевич Устинов.
Контрольно-счетная палата Архангельской области большое значение отводит проверкам использования межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию мероприятий федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В этой статье Людмила Владимировна Колмогорова, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Архангельской области рассказывает, какие нарушения преобладают в данной сфере и какие рекомендации дают аудиторы.
Закон №
В Нижегородской области за истекший период 2024 года значительно выросло количество нарушений при изменении существенных условий контрактов, выявляемых территориальным органом Казначейства России. Ирина Геннадьевна Голунова, начальник отдела по контролю в сфере контрактных отношений Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, считает, что это прежде всего связано с ошибками, допускаемыми заказчиками при применении специальных оснований и временных норм.
Все чаще контрольные компетенции Федерального казначейства становятся востребованными для проверки достоверности данных, которые ложатся в основу управленческих решений в рамках бюджетного процесса.Все чаще контрольные компетенции Федерального казначейства становятся востребованными для проверки достоверности данных, которые ложатся в основу управленческих решений в рамках бюджетного процесса. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2021 года 2021 № 1740 утверждены Правила списания задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее — Правила № 1740). В соответствии с ними Федеральное казначейство начиная с 2022 года ежегодно по поручению Минфина России проверяет достоверность суммы доходов от реализации нового инвестиционного проекта, используемых для расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов (далее — проверка достоверности доходов от реализации нового инвестиционного проекта). Подробнее — в статье заместителя руководителя Федерального казначейства, заведующего кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктора экономических наук, заслуженного экономиста РФ, доцента Эли Абубакаровича Исаева.
Результаты реализации национальных проектов и выводы на будущее стали главными вопросами пленарной сессии Московского финансового форума 2024 года.
На прошлой неделе в Москве прошло заседание Совета по вопросам внутреннего государственного финансового контроля. Участники мероприятия — представители органов финансового контроля субъектов РФ и контрольного блока Федерального казначейства — обсудили вопросы эволюции финансового контроля. Эта деятельность должна стать более эффективной за счет ее дальнейшей цифровизации и введения новых методов контроля, применение которых позволит предупреждать нарушения.
Контрольно-счетная палата Республики Коми осуществляет мониторинг и анализ управления дебиторской задолженностью по доходам. О нарушениях и недоработках рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Республики Коми Игорь Валерьевич Гурьев.
Мерам поддержки отечественных производителей в сфере закупок посвящена статья «Национальный режим в закупках: контроль, обязанности и перспективы», опубликованная в журнале «Финконтроль». Сегодня Дмитрий Александрович Казанцев, член Совета ТПП РФ по развитию закупок, к. ю. н., вновь обращается к данной теме и рассматривает проект постановления Правительства РФ, посвященный мерам предоставления национального режима при проведении госзакупок.
На прошлой неделе в Москве прошло заседание рабочей группы Минфина России по вопросам совершенствования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Представители регулятора ВГ(М)ФК и профессионального сообщества — региональных и муниципальных органов финансового контроля обсуждали, как дополнить стандарты ВГ(М)ФК в связи с введением с 2025 года новых методов контроля, что в них изменить по итогам правоприменительной практики, какие вопросы назрели к БК РФ.
Сегодня мы публикуем ревизорские истории от контролеров Финансового управления города Кумертау Республики Башкыртостан.
2023 год для Контрольно-ревизионного управления администрации города Сургута был насыщенным. В рамках всех возложенных полномочий было проведено 88 проверок, из которых 32 плановые и 56 внеплановых. В общем итоге было проверено использование 26,2 миллиарда рублей. Помимо стандартных нарушений в сфере бухгалтерского учета и отчетности были выявлены и более интересные нарушения, описание которых сотрудники управления представили на конкурс «Ревизора не обманешь».
Иван Васильевич Короткий, начальник отдела финансового контроля в сфере закупок Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Нижегородской области, рассказал о применяемом подходе при проверке вопроса касающегося изменения условий контракта при поставке товара с улучшенными характеристиками.
Государственные заказчики обязаны исполнять предписанные законодателем и регулятором мероприятия, направленные на поддержку отечественных производителей. О нюансах включения и невключения национального режима в статье Дмитрия Александровича Казанцева, члена Совета ТПП РФ по развитию закупок, к. ю. н.
Часто стремление государственного заказчика построить объект в максимально короткие сроки не приводит к эффективному расходованию бюджетных средств. Лариса Владимировна Хожайнова, председатель Контрольно-счетной палаты Липецкой области, рассказала о выводах по итогам аудита закупок в рамках мониторинга реализации регионального проекта.
Проверки Контрольно-счетной палаты Краснодарского края показали: часто снижение дебиторской задолженности по доходам происходит не за счет активизации работы по ее, а в связи с ее списанием по истечении срока исковой давности. О практике анализа дебиторской задолженности по доходам рассказала Светлана Викторовна Проскурина, аудитор КСП.
Когда объект контроля во исполнение представления органа финконтроля предъявляет иск к подрядчику, суд не всегда удовлетворяет его требования. О том, почему так происходит и как нужно действовать в таких ситуациях, шел разговор на XIV областной практической конференции «Контрактная система. Новая реальность» в Челябинске в сентябре 2024 года.
Возможно, допустимая открытость контрольных (надзорных) органов служит гарантией прозрачности и понятности их работы. Это, в свою очередь, действенная профилактика правонарушений в экономической сфере. Сегодня принцип информационной открытости реализуют все органы госфинконтроля России. Например, Счетная палата РФ «принцип открытости деятельности» заложила в своей стратегии развития. О том, как реализуется принцип открытости в Республике Беларусь, рассказала Елена Анатольевна Яцук, заместитель начальника управления координации деятельности контролирующих (надзорных) органов Республики Беларусь Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
В Челябинске прошла XIV областная практическая конференция «Контрактная система. Новая реальность». В рамках мероприятия состоялось совместное заседание рабочей группы по совершенствованию ВГФК Минфина России и входящей в состав совета по вопросам ВГФК Федерального казначейства рабочей группы № 4 по выработке подходов к реализации результатов контрольных мероприятий. Разговор шел о новых методах контроля, регламентация которых в ближайшее время должна появиться в Бюджетном кодексе. Также участники встречи обсудили другие готовящиеся изменения в БК РФ и федеральные стандарты ВГ(М)ФК.