Управление муниципальными контрактами: цифровизация и экономия

ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА ДАНИЛОВА, Заместитель главы городского округа Самара — руководитель Департамента финансов Администрации городского округа Самара

Эффективное управление общественными финансами — приоритетное направление политики Правительства Российской Федерации, в рамках которого обеспечивается реализация принципов сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетов всех уровней, совершенствование системы государственных и муниципальных программ, системы закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, внедряются принципы проектного управления.

При этом именно на муниципальном уровне, где для решения реальных задач жизни города сводятся разноуровневые источники финансирования и инструменты межбюджетных трансфертов, эффективное управление имеющимися ресурсами, зачастую очень ограниченными, становится важнейшей задачей.

Для Самары такой ключевой задачей является обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета, состоящего из бюджета городского округа и девяти бюджетов внутригородских районов. В соответствии со стратегическими целями работы Департамента финансов это определяет и экономические эффекты:

  • снижение расходов консолидированного бюджета городского округа на обслуживание муниципального долга;
  • повышение прозрачности и открытости процесса осуществления закупок и исполнения бюджета, привлечение инвестиций в развитие города и инфраструктурных проектов;
  • повышение эффективности процессов исполнения бюджета, сокращение времени и административных издержек за счет цифровизации;
  • увеличение доходной части консолидированного бюджета городского округа за счет повышения качества администрирования доходов.

Говоря об эффективности расходов, в первую очередь следует обратить внимание на эффективность муниципальных закупок как основную форму расходов бюджета.

За 3 квартала 2021 года муниципальными заказчиками Самары заключено более 1200 муниципальных контрактов и договоров на общую сумму 5,6 млрд. рублей.

01.jpg

Статистика закупок за три квартала 2021 г. 

Каждая закупочная процедура — это сложный процесс, регламентированный требованиями профильных 44-ФЗ и 223-ФЗ, но, это главное, заключение муниципального контракта или договора всегда тесно связано с процессами планирования и исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности.

Благодаря цифровизации процессов управления закупками и исполнения бюджета Самары с использованием самых современных web-технологий, а также применению централизованного управления нормативно-справочной информацией (НСИ), удалось реализовать проект по интеграции бюджетного и закупочного процессов на всем протяжении жизненного цикла закупок, от утверждения финансирования и планирования закупки до оплаты и формирования сведений об оплате исполненных обязательств.

02.jpg

Бизнес-процесс государственных (муниципальных) закупок в программном комплексе «Региональная контрактная система»: планирование закупок и определение поставщика 

Бесшовная интеграция на основе единой технологической платформы и централизованной НСИ позволила значительно повысить эффективность управления закупками и сократить объем «бумажной» работы при взаимодействии специалистов разных направлений:

  • автоматизировать финансовый контроль плановых закупочных документов (контроль позиций плана-графика по полной бюджетной классификации на утвержденные лимиты бюджетных обязательств / планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений);
  • обеспечить автоматическую постановку на учет принимаемых бюджетных обязательств на основе объявленных закупок и бюджетных обязательств на основе заключенных контрактов и договоров;
  • автоматизировать полный цикл казначейских контролей с возможностью «бесшовного» перехода к карточке заключенного контракта из подсистемы исполнения бюджета для проверки корректности отдельных показателей контракта (что немаловажно при реализации проектов с использованием межбюджетных трансфертов вышестоящих бюджетов);
  • организовать оперативный мониторинг и управление экономией бюджетных средств по конкурентным закупочным процедурам;
  • значительно повысить дисциплину работы с закупками и финансированием всех муниципальных заказчиков.

03.jpg

Бизнес-процесс государственных (муниципальных) закупок в программном комплексе «Региональная контрактная система»: исполнение обязательств по контрактам 

Подавляющий объем финансирования закупок — более 70% приходится на конкурентные способы определения поставщика, а это значит, что экономию средств, которая складывается при проведении таких закупок можно направить на приоритетные задачи города.

По итогам 2020 года, благодаря последовательной реализации политики повышения эффективности управления общественными финансами, а также реализации принципов открытости и повышения конкуренции в закупках города, нам удалось сэкономить более 354 млн. рублей.

Для жителей и гостей города это дополнительные социальные проекты, развитие инфраструктуры и общественных пространств, совершенствование системы образования и здравоохранения.

Благодаря эффективной совместной работе служб Департамента финансов города, в 2020 году городской округ Самара на конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» отмечен в специальной номинации «За выдающиеся успехи в цифровизации общественных финансов».

Опираясь на успешную практику, Департамент финансов продолжает реализацию проектов повышения эффективности управления общественными финансами и открыт для обмена лучшим опытом муниципального управления.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено