ВС РФ поддержал ФАС: избыточные требования ограничивают конкуренцию

Верховный суд РФ поддержал позицию УФАС по Кабардино-Балкарской Республики в споре, о том что установление увеличенных в несколько раз предельных максимальных значений по опыту, является избыточным и необъективным (Определение ВС РФ от 1 апреля 2022 года № 308-ЭС21-27916 по делу № А20-5207/2020).

Как следует из судебных актов, Фонд социального страхования РФ по Кабардино-Балкарской Республике (далее — Фонд) разместил 9 ноября 2020 года извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме по выполнению работ в 2021 году по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов. Начально (максимальная) цена государственного контракта составила 6 052 904 рублей. На момент размещения закупки имелось 52 заявки на обеспечение инвалидов необходимыми протезами. В конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника — его успешный опыт по изготовлению протезов, подтверждаемый контрактами по поставке от 52 до 260 штук. Суммарная стоимость объема выполненных работ, исчисляемого в рублях в каждом контракте, должна быть не менее 6 052 904 рублей.

Один из участников закупки, посчитав такое требование избыточным подал жалобу в антимонопольную службу. Кабардино-Балкарское УФАС России рассмотрело жалобу и признала ее обоснованной. Фонд не согласился с решением антимонопольного органа и обратился в суд.

Заявленные требования Фонда суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили, посчитав, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения, поскольку установленные критерии оценки заявок не являются ограничивающими конкуренцию.

Далее Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 20 октября 2021 года принятые по делу судебные акты отменил, сделав следующие выводы:

1. По конкурсу предлагается к заключению контракт для изготовления 52 штук протезов, стоимостью более 6 миллионов рублей, а в подтверждение опыта работы участнику необходимо представить контракты за 3 года на выполнение 260 штук протезов, стоимостью более 30 миллионов рублей;

2. При оценке заявок участников конкурса предъявляемые заказчиками требования к опыту работы в пять раз увеличены как в части опыта, исчисляемого в количестве изготовленных протезов, так и в части общей стоимости исполненных контрактов;

3. Установление заказчиком предельных максимальных значений по указанным показателям, в несколько раз увеличенным по отношению к соответствующим показателям предмета закупки, являются избыточными и необъективными, не могут являться критериями опыта сопоставимого характера, и ограничивают потенциальный круг участников;

4. В конкурсной документации так же указан показатель критерия оценки «опыт участника» — сведения о наличии опыта участника подтверждается копиями государственных (муниципальных) контрактов, сопоставимых характера и объема.

5. Критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ только по государственным (муниципальным) контрактам нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам запроса предложений, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, что нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона № 44-ФЗ.

6. Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются—публичных или частных. Подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют). Применение критерия означает, что квалификацию участника, имеющего опыт успешного выполнения работ не для государственных или муниципальных нужд, конкурсная комиссия необоснованно оценит в 0 баллов. Следовательно, действия заказчика ограничивают права участников закупки.

Верховный Суд РФ своим определением от 1 апреля 2022 года № 308-ЭС21-27916 по делу № А20-5207/2020 не стал передавать кассационную жалобу для рассмотрения в судебном заседании СКЭС Верховного Суда РФ.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено